46 Совесть

— «Недомогание культуры» (1930)
— «культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу человеческого рода за выживание»
— отношения Я и Сверх-Я: «под присмотром внутренней инстанции, подобной гарнизону в захваченном городе»
— «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» Ап. Павел Рим.20:21
— «крошка сын к отцу пришёл …»
— совесть на первой ступени: страх утраты любви и защиты = кара, наказание
— «зло есть угроза утраты любви»
— «Если авторитет внешний, то есть лазейка – не попасться ( «нечистая совесть»)
— от Сверх-Я ничего не скроешь, правда и наказание не так реально, но не менее мучительно
— динамика совести: «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть»
— «Судьба видится как заменитель родительской инстанции; если случается несчастье, то это значит, что любви этой верховной власти он уже лишен»
— «Первобытный человек ведет себя совсем иначе! Когда с ним случается несчастье, он винит не себя, а свой фетиш, который не справился со своими обязанностями — и вместо того чтобы корить себя подвергает его порке.»
— «Человек поменял угрозу внешнего несчастья — утраты любви и наказания со стороны внешнего авторитета — на длительное внутреннее несчастье, напряженное сознание виновности.»
— «чувство вины – следствие подавленной агрессивности» (сексуальности), сопряжение с предательством желания
— «Раскаяние было результатом изначальной амбивалентности чувств по отношению к отцу: сыновья его ненавидели, но они его и любили.»
— чувство вины «есть выражение амбивалентного конфликта, вечной борьбы между Эросом и инстинктом разрушительности или смерти. Этот конфликт разгорается, как только перед человеком ставится задача сосуществования с другими.»
— «Культура послушна эротическому побуждению, соединяющему людей во внутренне связуемую массу. Эта цель достигается лишь вместе с постоянным ростом чувства вины.»