К альтернативному взгляду на Нарциссизм

Степан Мощенко, апрель 2012

Эта статья сплелась определённым образом. Таким, что с самого начала удовлетворяет насущный запрос Потребителя, а дальнейшим своим ходом уводит тропой Исследователя, и в конце концов провожает в противоречивую неизъяснимость Сталкера. По крайней мере, такова затея.
Как затейник-инициатор прошу читателя принять на себя ответственность за удовлетворение своей нужды в достаточной для себя мере знакомства с этим текстом.

Как и обещано чуть выше, начну сразу же с самого «практичного», так сказать житейского рецепта. С того что «сработает» сразу и наиболее понятно. Здесь, по просту говоря, речь пойдёт о муках «неразделённой любви», когда «я его/её …, а он/она меня НЕТ – жить не могу — страдаю – помогите — что делать?».

Так вот, разрешается проблема в 2 такта:

  1. принятие себя в ситуации вожделения недоступного объекта
  2. решение направить ресурс неудовлетворённости в действия

Другими словами:

  1. данную ситуацию («неразделённой любви») необходимо именно разрешить (себе), а не разрешить (как ребус). То есть оставить попытки, в том числе терапевтически оформленные, купировать «неудобный» для жизни симптом.
  2. а напротив, поддаться в полной мере влиянию этого «неудобства», так чтобы оно послужило поступательным импульсом для движения.

Теперь другим языком: обнаружить себя в позиции Рыцаря, совершающего подвиги во имя Прекрасной Дамы. А Дама подлежит обладанию (имению)? Правильно! Какая она после этого Дама, и какой после этого тебе как Рыцарю интерес служить? Поэтому наличие недоступной Дамы следует перерасценить, как редкую удачу наконец чего-либо добиться (на Пути к зрелости – к позиции Мужа/Царя).

Далее — СТРАсть обладания даёт шанс преобразования ресурса СТРАдания в ресурс поступания (совершения поступков). Как только потенциал страдания перетекает в кинетику действия, реально «попускает». Проверено. Пожалуйста, пользуйся! Действуй, становись лучше, созидай. У тебя ж есть во имя кого!)). Кстати, это сработает так же и в случае неразделённой любви к самому себе. «Безответная любовь» лучший стимул, который дарит тебе жизнь. Если, конечно, тебя не одерживают бОльшие ценности: страсть-страдание-жажда власти, контроля, обладания – всё то, что ты называешь «любовью», вообще-то.

Вообще-то, алчущий такого рода ответной «любви» имеет ненасытность Ребёнка. Боль его, отнятого от материнской груди реальна и сильна. И страдания будут продолжаться до тех пор, пока вместо доступной матери он не примет данность отстранённой Прекрасной Дамы, то есть до тех пор, пока не встанет на путь служения без претензий на обладание, на путь Рыцаря.

Ребёнок – существо пока бесполое, поэтому эта кондиция страдания неудовлетворённого Потребителя актуальна и для женщин и для мужчин. Так же как и на последующих фазах, разделяющих мужское и женское, мы понимаем Рыцаря и Прекрасную Даму, как психические структуры, представленные в каждом и актуальные вне зависимоти от пола. Короче говоря, для женщины вожделеющей недоступного мужчину, мы имеем дело с вызовом её внутреннего Рыцаря, со всеми вытекающими.

Рыцарь – это пока ещё только потенциал становления мужчиной (Мужем), а Дева – потенциал становления женщиной (Женой). В некотором смысле, Рыцарь и Дева ещё не совсем приобрели половые различения и возможность реализации сексуальности. То есть, физиологически уже всё готово, а вот в социальном, человеческом измерении – ещё нет.

В этом заключается условие Перехода в отношения – необходим период ухаживания и воздержания, в течение которого происходит узнавание партнёра, проверка совместимости, тестирование общего поля интересов не связанных с сексуальностью. Вы заметили? Это описание движения Исследователя-подвижника.

Теперь про место Прекрасной Дамы и симметричность проблематики. Это место Девы — уже не ребёнка, и ещё не Жены/Матери (Царицы). Дева ещё не созрела как Мать для того чтобы накормить Ребёнка, и не созрела как Жена для того чтобы сексуально удовлетворить Мужа. Дева – это зеркальное отражение Рыцаря, и созревают они оба, соблюдая законы чести, обуздывая страсть. Внимание! Оба –голодны. Трудно представить себе сытого Рыцаря, не так ли? Да и раздобревшая на обильных харчах Прекрасная Дама не очень соответствует этому сюжету. Встать на Путь взросления на этом этапе – означает для обоих персонажей отказаться от вскармливающей сиськи, означает выход из зоны интересов удовлетворения своих потребностей. Означает постижение бескорыстного служения Исследователя-подвижника и жертвы интересами Потребителя.

В наши дни выглядит так, что мы имеем дело с жадными до прокорма Ребёнками, вступающими в детские союзы на основе страсти и страха друг с другом. Не отсюда ли пресловутая педофилизация? Детишкам становиться по-настоящему больно во взрослой модели отношений, потому что взросление случилось лишь физиологическое, а сознание так и осталось потребительским. «Не хочу учиться, а хочу жениться».

Знание Традиции сформулированное в кодексе взаимодействия Рыцаря и Прекрасной Дамы имеет своё отражение в психологии и психотерапии, как динамика обозначаемая Нарциссической. С той оговоркой, что в большинстве случаев Нарциссизм предстаёт в этом кривом зеркале, как подлежащий устранению симптом. Зеркало психологии и психотерапии искривлено по понятной причине учреждения этих дисциплин в угоду обществу потребления. То есть современные схемы исцеления и вылечивания от Нарциссизма, и само отношение к идеализации обнаруживают своим делом попытку убаюкивания детского сознания с отказом от вызова пройти в сюжет инициации. Психология и психотерапия за редким исключением заняты не более, чем делом социальной адаптации, по-другому говоря, проблемами обеспечения бесперебойного удовлетворения потребностей. «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

С 1914 года остаётся очень редко услышанным Фрейд, обозначивший нарциссизм как условие перехода из аутоэротической фазы в эдипальную. Как условие формирования сознания человека. Этап, предназначенный для постижения цельного образа себя в отражении другого. Лакан назвал этот процесс стадией зеркала, когда в мире хаоса частичных объектов Ребёнка в аутоэротической фазе обнаруживается существование идеального в своей целостности объекта. И лучше, чем отражение самого себя, в этой роли идеального объекта быть ничего не может. По простой причине – достижение этого объекта невозможно – нельзя проникнуть за зеркало. Отношения с отражением очень странные – обладание без обладания. Ты отражаешься, но овладеть Этим не можешь. И познать и понять себя ты не можешь, ведь это то же самое что овладеть. «Познать женщину – значит овладеть ей. Но познаём ли мы её, овладевая?».

Попытки познания себя имеют толк, когда происходят в статусе рыцарского подвига, то есть ориентированны не на результат, а на процесс. Не на потребление, а на служение, по Другому говоря. Иначе попытки познания, превращаются в попытки поимения себя.

В истории человечества всё великое произошло в этом же статусе – во имя Прекрасной Дамы. В наши дни женщина лишена «права на каприз», который бессмысленен и беспощаден по отношению к шкурному интересу. Современная массовая поп-культура воспевает объекты удовлетворения потребностей в «любви». Но не саму любовь, как то единственное, что человек желает, и то единственное неподлежащее передаванию и потреблению, но от этого реальное не менее, а более, потому что остаётся единственным, что действително сподвигает.

Обсудить этот материал вы можете
на мероприятиях Артели ПА-читателей
и в telegram-чате

Архив мероприятий с 2010г.