Любовь и Влечение

Понятие «влечения» является основополагающим [1] для теории и практики психоанализа. Фрейд вводит его в 1905 году в работе «Три очерка по теории сексуальности» и сразу же речь идёт о влечениях сексуальных [2], которые с самого детства проявлены в полиморфно-перверсивной форме [3]. По скандальному предположению Фрейда, изощрённость сексуальной жизни младенца не уступает искушённости половых отношений взрослых, а выбор объекта происходит «в два толчка»: в инфантильный период и (через преодоление латентной фазы) в пубертат [4]. Идеальной реализацией зрелой сексуальности является объединение частичных разнонаправленных сексуальных влечений под «приматом генитальности» и направленность на один объект. Вследствие чего только и достигается цель биологического порядка – продолжение рода [5].

Кроме различения сексуальности «инфантильной» (полиморфно-перверсивной, направленной на «частичные» объекты) и «зрелой» (генитальной, направленной на один объект), Фрейд различает два течения: «чувственное» и «нежное». Будучи изначальным, «чувственное» течение направлено на самых близких. Со временем, влечение к инцестуозным объектам подвергается воздействию культурного запрета, в результате чего, «чувственное» течение приобретает допустимую форму «нежного» течения или любви [6]. Коротко говоря, когда выясняется, что маму нельзя желать, остаётся возможным её любить.

Десексуализация влечения является задачей латентного периода воспитания. Повторное пробуждение «чувственного» течения в пубертат заставляет субъект, помимо возвышенных любовных отношений, искать реализации сексуального желания, что приводит в круг вопросов импотенции, фригидности и выбора объекта [7]. В общем, определённая доля десексуализации влечения предписана неизбежно и, благодаря этой доле, складываются как отношения полов посредством любовной идеализации, так и социальная общность посредством идентификации [8]. Сексуальное влечение оказывается по другую сторону этих процессов.

Следующий важный жест различения Фрейд предпринимает, сформулировав первую теорию влечений. Кроме порядка сексуальных влечений, которые направлены на другого как на объект («альтруистические»), указан другой порядок влечений – влечения Я, которые направлены на самосохранение индивида («эгоистические»). Некоторое время в аналитической теории Любовь и Голод представляли два измерения влечений: сексуальное и биологическое [9]. Причём, любовь оказывалась на стороне сексуальности, а «Я» — на стороне биологической потребности.

С разработкой теории нарциссизма, «самосохраняющееся Я» получает статус мифического состояния «первичного нарциссизма». Вместе с этим, измерение не нарушенного сексуальностью полного природного существования находит своё воплощение в области воображения. Так биологическая потребность остаётся представленной в психической реальности субъекта только в качестве примкнувшей к сексуальному влечению [10]. В итоге, «влечения Я» первой теории влечений будут причислены к либидинозным сексуальным влечениям [11].

«Вторичный нарциссизм» определяет участие Я в качестве нагруженного либидо объекта на стороне любви-сексуальности первой теории влечений. С помощью идентификации, которая служит предварительной ступенью любви, собственное Я приобретает нарциссическую организацию. Причём, по замечанию Фрейда, механизм нарциссического отвлечения либидо от объектов в пользу Я десексуализирует Эрос [12].

Лакан обращает внимание на то, что анализ любви в работе «Влечения и их судьбы» отсылает к структуре трёх противоположностей и только уровень третьей из них, активности/пассивности, позволяет замкнуть контур при-влечения субъективности [13].

Первый «реальный» уровень противопоставления любви/ненависти и индифферентности расположен в такте аутоэротизма. «Первоначальное реальное Я (Real-Ich), различающее внешнее и внутреннее, на основании объективного признака» [14] находит удовлетворение в границах внутреннего. Внешний мир безразличен. Однако, на почве этого безразличия ранее любви развивается ненависть, когда происходит вмешательство чуждого объекта. «Внешнее, объект, ненавистное были сначала идентичными» [15].

На втором «экономическом» уровне противопоставляются любовь и ненависть. Конфигурация «реального Я» искажается за счёт расширения при включении объектов внешнего мира, которые приносят удовольствие, и за счёт отчуждения той части «реального Я», которая связана с источниками внутренних раздражений (влечений) [16]. При этом, любовь направлена на сторону внутреннего контура «Я удовольствия», в котором нашли себе место объекты, бывшие некогда «внешими». Ненависть же направлена на внешние объекты, оставшиеся внешними по причине доставляемого неудовольствия, а также в сторону отчуждённой части «реального Я». Таким образом, появляющаяся на втором уровне любовь связана с экономикой удовольствия, доставляемого Я. То есть, речь идёт о втором такте, такте нарциссизма, который расположен в соотношении с аутоэротизмом в порядке логического времени, а не в порядке последовательного расположения вслед за ним [17]. Функция нарциссизма представлена здесь в смысле первого упоминания Фрейдом, исполняющей задачу формирования целостности Я как объекта, как промежуточная фаза между аутоэротизмом и объектными отношениями [18].

Сексуальное влечение в анализе любви заявляет о себе только на третьем уровне противопоставления активности и пассивности [19]. В любовной жизни речь идёт от том, чтобы любить (активно) или быть (пассивно) любимым. Причём, в рамках нарциссической логики, в обоих случаях это любовь к «собственному Я»: или в подобии-отражении другого (активная позиция –любить) или с привлечением другого в качестве любящего (пассивная позиция). В первом случае происходит идеализация другого как объекта, во втором -идеализация «собственного Я» как объекта же.

В смысле различия полов как истока сексуальности, на третьем уровне применяется сопоставление, основанное на «биологическом факте» активности как мужского и пассивности как женского. Если принять некритически подобный ход размышления [20], то вопрос взаимодействия полов упрощается до популярной теории взаимного дополнения, которой «больше всего соответствует поэтический вымысел о разделении человека на две половины – мужчину и женщину, — стремящиеся снова соединиться в любви» [21]. Тогда сексуальность оказывается вписанной в замкнутый круг воображаемых концептов в идеальной перспективе: 1) «зрелости» влечения, объединившего частичные полиморфно-перверсивные инфантильные влечения под приматом генитальности; 2) успешной замены первичного объекта из числа суррогатных вариантов; 3) объединения «нежного» и «чувственного» течений в направлении одного объекта; 4) реализации биологической цели продолжения рода.

В свете подобных терапевтических идеализаций интересно следующее замечание Фрейда: «те данные, которые мы находим в науке относительно возникновения пола, так незначительны, что проблему эту можно сравнить с потемками, куда не проник ни один луч гипотезы» [22]. Психоанализ принимает это во внимание, и таким образом отстраняется от утопических ожиданий в мире объектных отношений, где вопрос различия, и, в частности, различия полов, решается на уровне воображаемого идеала целостной формы.

Сексуальность расщеплённого субъекта сопряжена с циркуляцией частичных влечений, сводимых к влечению смерти. Либидо связано с формой объекта только этого влечения и является эффектом утраты бессмертия вследствие включения индивида в цикл воспроизведения рода половым способом [23]. Влечение функционирует в сопряжении с принципом повторения по ту сторону экономики принципа удовольствия [24],поэтому либидо не является учётной субстанцией в порядке объектных отношений [25].

Область психоанализа, по мысли Лакана, задана в измерении отношений субъекта бессознательного с объектом его влечения — особым объектом а, который представляет нехватку как причину желания [26]. Целью влечения является удовлетворение, но не удовлетворение в качестве восполнения нехватки за счёт объекта [27]. Желание субъекта «представляет собою лишь тщетную попытку заарканить, поймать на крючок желание другого, — ибо вмешательство другого откроет ему существование наслаждения, лежащего по ту сторону принципа удовольствия» [28]. Смертность субъекта желания связана с его повторяющимся исчезновением в означающем на месте появления смысла [29].

Мерцание бытия субъекта обеспечивает постоянный натиск влечения, под которым активный бросок в картину объективной видимости оборачивается пассивностью исполнения предписанной в ней функции – десубъективации, десексуализации [30]. Противопоставление активного и пассивного не актуально в измерении влечения, чего не скажешь о наглядной картине сексуальных отношений, в которой субъект желания исчезает, исполняя предписанную маскарадную функцию [31]. Поэтому, если сексуальные отношения и существуют, то только в полотне изображения напоказ.

Предпринятое Лаканом прочтение позволяет обратить внимание на предложенные Фрейдом судьбы влечения в ином ключе. «Превращение в противоположное» касается только любви и ненависти и «обращение на собственную личность» затрагивает также только нарциссическую организацию Я. То есть, эти две судьбы не представлены на уровне циркуляции либидо, они являются судьбами объекта и «собственного Я» в статусе объекта. Остаётся вытеснение и единственно возможная судьба реализации влечения – сублимация. Лакан указывает, что цель этой единственной судьбы влечения вовсе не удовлетворение посредством объекта. Целью влечения является исполнение его судьбы как исполнение обходного манёвра вокруг зияющей нехватки, сокрытой формой объекта а [32-33].

В 7-ом семинаре Лакан представил практики куртуазной любви, в которых идеализация, как судьба объекта, была вписана в сублимацию, как судьбу влечения. Прекрасная Дама служит олицетворению Вещи недостижимой и непостижимой, но не становится объектом употребления [34]. Различение отражения собственного идеала и субъективной инаковости другого [35] позволяет совместить объект любви с причиной желания [36].

ССЫЛКИ

1. «Термин Trieb имеет, конечно, свою долгую историю, причем не только в психологии и физиологии, но и в физике, так что Фрейд выбрал его, разумеется, не случайно. Но употребил он его настолько своеобразно и включил в аналитическую практику настолько плотно, что прошлое его оказалось заслонено. Как прошлое термина бессознательное до сих пор сказывается на том, как его в наши дни в аналитической теории употребляют, так и термином Trieb каждый пользуется для обозначения своего рода последних, коренных данных нашего опыта».
Лакан Ж. (1964). Семинары, Книга 11 «Четыре основные понятия психоанализа» М.: Гнозис, Логос. 2017, стр. 172

2. «Факт половой потребности у человека и животного в биологии выражают гипотезой о «половом влечении». При этом следуют аналогии с влечением к принятию пищи, голодом. В народном языке обозначения, соответствующего слову «голод», не имеется; в качестве такового наука пользуется словом «либидо».
Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности» (1905); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», cтр. 47

3. «конституцию, обнаруживающую зачатки всех перверсий, можно выявить лишь у ребёнка»
Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности» (1905); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.80

4. «Можно считать типичным событием, что выбор объекта происходит двувременно, в два приёма. Первый выбор начинает совершаться в возрасте между двумя и пятью годами, а в латентный период приостанавливается или даже регрессирует; он отличается инфантильной природой своих сексуальных целей. Второй выбор совершается начинается с наступлением пубертата и определяет окончательную форму сексуальной жизни».
Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности» (1905); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.105

5. «Завершается развитие так называемой нормальной сексуальной жизнью взрослых, при которой получение наслаждения стало служить функции продолжения рода, и частичные влечения составили под приматом единственной эрогенной зоны твердую организацию для достижения сексуальной цели с посторонним сексуальным объектом».
Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности» (1905); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», стр. 103

6. «Результаты инфантильного выбора объекта выражаются в более поздний период жизни; или они сохранились как таковые, или они оживают во время наступления половой зрелости. Вследствие развития вытеснения, имевшего место между этими двумя фазами, ими, как оказывается, невозможно воспользоваться. Их сексуальные цели подверглись умалению и теперь представляют собой то, что мы можем назвать нежным течением сексуальной жизни. Только психоаналитическое исследование может доказать, что за этой нежностью, обожанием и почтением скрываются старые, ставшие теперь негодными сексуальные стремления инфантильных, частичных влечений. Выбор объекта в период наступления половой зрелости должен отказаться от инфантильных объектов и снова начаться, как чувственное течение. Несовпадение обоих течений имеет часто следствием, что не может быть достигнут один из идеалов сексуальной жизни, – объединение всех желаний на одном объекте».
Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности» (1905); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.105

7. Фрейд З. «Об особом выборе объекта у мужчины» (1910), «О самом обычном унижении любовной жизни» (1912); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», стр. 185-211

8. «От идеала Я широкий путь ведет к пониманию психологии масс. Этот идеал, помимо индивидуального, имеет еще социальную долю, он является также общим идеалом семьи, сословия, нации. Кроме нарцистического либидо, он захватил также большое количество гомосексуального либидо данного лица, которому таким путем возвращено Я. Неудовлетворение вследствие неосуществления этого идеала освобождает гомосексуальное либидо, которое превращается в создание своей вины (социальный страх)».
Фрейд З. «О введении понятия «нарцизм»» (1914); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.70

9. «влечения не всегда уживаются между собой; у них часто возникает конфликт интересов; противоречия представлений — это лишь выражение борьбы между отдельными влечениями. Совершенно особое значение для нашей попытки дать объяснение имеет очевидное противоречие между влечениями, служащими сексуальности, получению сексуального удовольствия, и другими влечениями, цель которых — самосохранение индивида, то есть влечениями Я. Все действующие в нашей душе органические влечения мы можем классифицировать словами поэта как «голод» или «любовь».
З.Фрейд «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа» (1910); 6 том десятитомного собрания сочинений «Истерия и страх»– М.: ООО «Фирма СТД», стр.209

10. «Сначала удовлетворение от эрогенной зоны соединялось с удовлетворением от потребности в пище. Сексуальная деятельность сначала присоединяется к функции, служащей сохранению жизни, и только позже становится независимой от нее. Кто видел, как ребенок насыщенный отпадает от груди, с раскрасневшимися щеками и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен будет сознаться, что эта картина имеет характер типичного выражения сексуального удовлетворения в последующей жизни».
Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности» (1905); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.88

11. «Теперь перед нами встает неожиданно следующий вопрос: если и влечения к самосохранению имеют либидозную природу, то, может быть, вообще мы не имеем других влечений, кроме либидозных».
Фрейд З. «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», стр. 278

12. «Вспомним и другой случай, когда это «Я» выполняет первые, и, конечно, и более поздние загрузки объектом «Оно» тем, что принимает в себя их либидо и связывает с изменением «Я», вызванным идентификацией. С этой перестройкой в либидо «Я» связан, конечно, отказ от сексуальных целей – десексуализация».
Фрейд З. «Я и Оно» (1914); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», стр. 335

13. «Противоположности, соответствующие этим уровням, троякого рода. На уровне Реального это противоположность между тем, что интересует, и тем, что безразлично. На уровне экономическом — между тем, что доставляет удовольствие, и тем, что приносит неудовольствие. И только на уровне биологическом противоположность активности и пассивности предстает в собственной, единственно соответствующей своему грамматическому смыслу форме — как противоположность позиций любящего и любимого».
З. Фрейд «Влечения и их судьбы» (1915); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.202

14. Там же, стр. 105

15. Там же, стр. 106

16. «из первоначального реального «Я» (Real-Ich), различавшего внутреннее и внешнее на основании объективного признака, превращается в чистейшее «наслаждающееся «Я»» (Lust-Ich), для которого признак наслаждения выше всего. Внешний мир распадается для него на часть, доставляющую наслаждение, которую оно восприняло в себя, и на остаток, чуждый ему. Из собственного «Я» оно отделило часть, которую отбрасывает во внешний мир и ощущает его как враждебный».
Там же, стр. 105

17. «Если вы этот текст Фрейда прочтете, то увидите, что второй временной такт, такт экономический, и состоит как раз в том, что второе Ich, второе по праву, второе в порядке логического времени — это не что иное, как Lust-Ich»
Лакан Ж. (1964). Семинары, Книга 11 «Четыре основные понятия психоанализа» М.: Гнозис, Логос. 2017, стр.203

18. Фрейд З. «О введении понятия «нарцизм»» (1914); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 стр. 41

19. «Только на уровне противоположности активности и пассивности обнаруживает свое действие то, что связано непосредственно с сексуальными отношениями».
Лакан Ж. (1964). Семинары, Книга 11 «Четыре основные понятия психоанализа» М.: Гнозис, Логос. 2017, 204

20. «Противоположность активный — пассивный сливается позже с противоположностью мужской — женский, которая до этого момента слияния не имеет никакого психологического значения. Спайка активности с мужественностью, пассивности с женственностью выступает перед нами как биологический факт; но она никоим образом не проявляется так исключительно и так сильно, как мы склонны полагать».
З. Фрейд «Влечения и их судьбы» (1915); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.103

21. Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности» (1905); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.48

22. Фрейд З. «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», стр.283

23. «Смерть есть больше признак целесообразности, проявление приспособляемости к внешним условиям жизни, так как при разделении клеток тела на сому и зародышевую плазму неограниченная продолжительность жизни индивидуума была бы совершенно нецелесообразной роскошью”.
Там же, стр.271

24. «путь влечения является единственным дозволенным субъекту способом нарушения принципа удовольствия. <…> Преодоление принципа удовольствия под действием частичного влечения — вот факт, который позволяет нам представлять себе частичные влечения как нечто такое, что лежит на самой границе Erhaltungstrieb, поддержания гомеостаза, завороженности его тем спрятанным под покровом обликом, в котором является нам сексуальность. Именно влечение, свидетельствуя о нарушении принципа удовольствия, убеждает нас в том, что там, по ту сторону Real-Ich, заявляет о себе другая реальность, и мы увидим в дальнейшем, каким образом приключилось так, что именно она, эта другая реальность, определила собой как строение Real-Ich, так и многообразие его форм.»
Лакан Ж. (1964). Семинары, Книга 11 «Четыре основные понятия психоанализа» М.: Гнозис, Логос. 2017, стр.195

25. «К чему я клоню, признаюсь сразу — клоню я к тому, что либидо не является чем-то неуловимым, жидким, оно не распределяется, не накапливается, подобно магнетизму, в центрах фокализации, которые субъект предоставляет ей — нет, либидо следует представлять себе органом, органом в обоих смыслах этого слова — органом-частью организма и органом-инструментом».
Там же, стр. 199

26. «Объект а — это объект, который, в ходе опирающегося на перенос процесса обращает на себя внимание своим особенным статусом.» Там же, стр.283 <…> «Дело в том, что после того, как субъект оказывается по отношению к а сориентирован, переживание базового фантазма становится, само, влечением.» <…> «…перенос стремится свести требование к идентификации. Преодоление плоскости идентификации, путем сепарации субъекта в опыте, возможно постольку, поскольку желание аналитика, оставаясь х величиной неизвестной, устремляется в прямо противоположную идентификации сторону. Опыт субъекта приводится, в результате, в ту плоскость, где налицо окажется, как элемент реальности бессознательного, влечение».
Там же, стр.290

27. «Влечение, настигающее свой объект, обнаруживает, в каком-то смысле, что удовлетворение ему приносит вовсе не это. Не случайно с первых шагов диалектики влечения проводится ею различие между потребностью и тем, чего взыскует влечение, — ведь ни один объект какой бы то ни было Not, потребности, влечения удовлетворить не способен».
Там же, стр.179

28. Там же, стр. 195

29. «Субъект рождается на свет лишь тогда, когда в поле Другого появляется означающее. Но именно поэтому то, что рождается — и что было, до того, ничем — субъектом, которому лишь предстоит стать, застывает в означающем намертво».
Там же, стр. 211

30. «На самом деле, aphanisis имеет место на другом, куда более значимом уровне — на уровне, где субъект заявляет о себе событием исчезновения, которое я охарактеризовал как летальное. Это же событие фигурирует у меня в другом месте как fading (увядание) субъекта».
Там же, стр.222

31. «.. идеал мужской и идеал женский предстают в психике не в виде противоположности активности и пассивности, о которой я только что говорил, а в виде чего-то совершенно иного. То, из чего оба эти идеала исходят, лучше всего охарактеризовать термином, который введен не мной, а одной женщиной-психоаналитиком, которая использовала его для описания женского сексуального поведения до меня, — термином маскарад. Маскарад — это не то, что на уровне животных находит свое выражение в предшествующем спариванию красовании, тем более что красуется у животных, как правило, самец, а не самка. У человека маскарад имеет другой смысл, и прежде всего потому, что разыгрывается он уже не на воображаемом уровне, а на уровне символическом.
Там же, стр. 205-206

32. «… в роли объекта, объекта а причины желания, понятие которого я в свое время ввел, нам следует приписать функцию, которая указывала бы на то место, которое ему в удовлетворении влечения принадлежит. Наилучшей мне представляется следующая формулировка — влечение обходит его. У нас будет впоследствии случай применить эту формулу к некоторым другим объектам. Слово обходит сохраняет у меня присущую ему у нас в языке двусмысленность, означая огибать, описывать круг, с одной стороны, и избегать, с другой».
Там же, стр.180

33. «Ход и действие переноса нужно, иными словами, отрегулировать так, чтобы сохранялась дистанция между пунктом, где субъект видит себя достойным любви, с одной стороны, и пунктом, где субъект видит себя нехваткой, с объектом а в качестве причины, с другой, — пунктом, где закупоривает собой а то зияние, которое разделением, первоначально субъект полагающим, обусловлено. Преодолеть это зияние маленькое а, однако, не в силах.»
Там же, стр. 286

34. «..разница между сублимацией и идеализацией заключается в функции, которая принадлежит в них объекту, — если идеализация влечет за собой идентификацию субъекта с объектом, то сублимация представляет собой нечто совсем иное.<…> Сублимация, приносящая влечению, Trieb, удовлетворение, отличное от его цели — о которой всегда говорят как об естественной его цели, — и является как раз тем самым, что обнаруживает подлинную природу Trieb, состоящую в том, что оно не является инстинктом в чистом виде, а связано с das Ding как таковой, с Вещью как чем-то от объекта отличным. Мы руководствуемся фрейдовской теорией, говорящей о том, что объект в основе своей нарциссичен, что он погружен в регистр Воображаемого. В той мере, в которой объект задает направления и центры притяжения, воздействующие на человека в открытом мире постольку, поскольку объект интересует его в качестве его более или менее точного образа, отражения, объект этот Вещью как раз не является, ибо Вещь находится в самой сердцевине либидинальной икономии. И в самом общем виде определение сублимации будет выглядеть так — она возводит объект — я сознательно иду на то, что использованный мною термин отзывается каламбуром — в вящее достоинство, в достоинство Вещи».
Лакан Ж. Семинары, Книга 7 «Этика психоанализа» М.: Гнозис, Логос. 2006, стр.145-147

35. «Существует принципиальная разница между объектом, по определению нарциссическим, i(a), и функцией а»
Лакан Ж. (1964). Семинары, Книга 11 «Четыре основные понятия психоанализа» М.: Гнозис, Логос. 2017, стр. 288

36. «В том, что Реальное существует, сомнений нет. То, что субъект вступает в конструктивные отношения с этим Реальным не иначе, как в тесной зависимости от принципа удовольствия, и притом принципа удовольствия, на который влечение давления не оказывает, — вот откуда, как мы в следующий раз убедимся, возникает объект любви. Весь вопрос в том, каким образом может этот объект любви выполнять роль, аналогичную роли объекта желания, — в силу какой двусмысленности может объект любви стать объектом желания».
Там же, стр. 197-198