Школа Клинического Образовывания Лакановских Аналитиков
передача лакановского психоанализа по-русски с 2010 года
о ШКОЛЕ (en français ici)
Школа Клинического Образования Лакановских Аналитиков представляет собой площадку (из)обретения русскоязычного психоаналитического сообщества. Мы предлагаем живую передачу аналитического опыта, сочетающую глубокое погружение в теорию с пристальным вниманием к прикладному аспекту. Наша инициатива откликается на решительную нехватку внятного клинического комментария лакановского учения на русском языке.
Мы не предлагаем фиксированную программу или стандартизированный набор знаний. Мы создаем условия для постижения психоанализа как практики, а не суммы теорий. Мы создаём рабочее пространство для изобретения своего стиля со-держания речи и мышления в русле психоанализа лакановской ориентации.
Образовывание аналитика в корне отличается от привычных способов овладения знанием. Здесь приходится учиться недоумевать, то есть принимать условие неустранимой нехватки как ума, так и умения, продвигаясь окольными путями по зоне, где «прямой путь не самый короткий».
Следуя указаниям Жака Лакана,
ШКОЛА ориентирована на производство двух продуктов: аналитиков и текстов.
Мы понимаем образование аналитика не как приобретение квалификации и диплома, а как процесс субъективации (и в то же время субъективной деституции, по завету Лакана 1967 года), в котором говорящее существо практически постигает перспективу со-держания речи в позиции аналитика. Главный вклад в этот процесс безусловно вносит дело своего анализа в качестве анализанта. В то же время, по нашим представлениям, передача психоаналитического знания в условиях сообщества является обязательным условием образования аналитика. Иначе говоря, нужна клиническая среда, подпитанная передачей со стороны опытных практиков, а также необходим опыт выстраивания производительной институции и отношений внутри.
В рабочих процессах Школы мы сосредоточены на производстве устных и письменных текстов. Это совместные чтения и обсуждения, доклады по темам, конференции, ателье и презентации случаев. Это переводы, собственные статьи, заметки, эссе, и прочие материалы, которые публикуются в сети. Тексты, производимые Школой, не являются академическими работами в привычном понимании – это живые свидетельства аналитического опыта, попытки артикулировать то, что сопротивляется артикуляции.
На данный момент,
Школа предлагает четыре формата со-участия:
1. Воскресная Школа
- приветственная площадка для начинающих и всех интересующихся
- тематические циклы и отдельные встречи по ключевым текстам Фрейда и Лакана
- непосредственное участие бесплатное, записи за символическую плату или эссе
- встречи по воскресеньям (14:00-17:00 МСК, Zoom)
Воскресная Школа подойдет вам, если вы:
- начинаете интересоваться психоанализом и ищете точку входа
- хотите познакомиться с основными концепциями Фрейда и Лакана
- ищете альтернативу академическому преподаванию психоанализа
- стремитесь к более глубокому пониманию психических процессов
условия вступления и подробности на странице ВШ
2. Артель буквы Фрейда и Лакана
- исконный проект Школы с 15-летней историей
- совместное чтение и обсуждение текстов Фрейда и Лакана
- попутное обращение к философии, лингвистике, логике, математике
- поступательное погружение в теорию и практику психоанализа
- еженедельные встречи по четвергам (19:00-22:00 МСК)
Артель буквы Фрейда и Лакана для тех, кто:
- готов к планомерному изучению психоаналитической теории
- стремится освоить особый способ аналитического мышления
- заинтересован в том, чтобы «подтянуть» сопутствующие и необходимые области знания: философию, лингвистику, логику, математику
- хочет лучше понимать связь между теорией и клинической практикой
условия вступления и подробности на странице Артели БФЛ
3. Основная группа Школы
- рабочая группа для практикующих аналитиков
- перевод и обсуждение актуальных клинических текстов (в основном сборники UFORCA НЛШ)
- конструирование случаев, презентации и обсуждение нашей практики
- встречи по субботам трижды в месяц (14:00-17:00 МСК)
Основная группа Школы ориентирована на:
- практикующих психоаналитиков лакановской ориентации
- понимающих необходимость вхождения в клинический дискурс
- заинтересованных в практике конструирования и представления случаев
- ориентированных на актуальную клинику с опорой на самое позднее учение Лакана
условия вступления и подробности на странице ОГШ
4. Индивидуальная программа
Обсуждается отдельно. Оставить заявку на предварительную беседу можно в личном сообщении в ТГ @peremenznak
Продукция Школы
На данный момент есть несколько аналитиков, которые участвуют в рабочих группах Школы в течение многих лет. Если вы ищете, с кем делать свой анализ, изучите список соучастников Школы, практикующих психоаналитиков, ниже на этой странице.
За годы работы команда Школы не только перевела множество психоаналитических текстов, но и тщательно проработала каждый из них. Это наш стиль – обязательно оживлять текст в своей речи и учиться беседовать о теории в свете её практического применения. Во внутреннем архиве проработанных текстов Школы числятся :
«Объектные отношения» Семинар IV Жака Лакана + 5 лекций комментариев Жака-Алена Миллера из курса Donc
«Семейные комплексы» Жака Лакана + статья-комментарий Жака-Алена Миллера
«Экономика наслаждения» Жака-Алена Миллера
«Костяк лечения» 3 лекции Жака-Алена Миллера
«Как сориентироваться в клинике», сборник UFORCA
«Клиническая беседа», сборник UFORCA
«Эффекты surprise в психозах», консилиабула в Анже 1996
«Редкие случаи. Неклассифицируемости клиники», беседа в Аркашоне 1997
ещё несколько статей Жака-Алена Миллера, Пьера Наво, Сержа Коттэ, Эстеллы Солано-Суарез, Жана-Клода Мальваля, Эрика Лорана, Жана-Пьера Дефьё
Мы сотрудничаем с наиболее интересными и опытными аналитиками и помогаем русскоязычным читателям знакомиться с их текстами.
С любезного согласия Брюса Финка мы открыто опубликовали перевод третьей главы «Сновидения — королевская дорога к бессознательному» из его книги «Введение в клинику Фрейда. Техники для ежедневной практики» о толковании сновидений. Мы провели серию встреч Воскресной Школы по этому тексту. Двуязычный файл и записи мероприятий доступны здесь
С любезного согласия Фабьен Гийен мы готовим к публикации перевод её статьи «Психическая анорексия: симптом или acting-out?». Мы работали с этим текстом в течение года и написали ряд своих статей-комментариев, а также подготовили переводы необходимых для прочтения отсылок к текстам Лакана и к семинару Пьера Бруно. После открытой публикации всех этих текстов мы планируем провести ряд встреч для слушателей Воскресной Школы.
Открытость к сотрудничеству
Школа активно стремится к распространению лакановского и фрейдовского учений за пределами узкопрофессионального сообщества. Мы готовы разрабатывать и проводить специализированные курсы и образовательные программы для лекториев, университетов, институтов повышения квалификации и других учебных заведений, учитывая специфику каждого запроса.
В современных условиях мы осознаем необходимость последовательно заявлять и отстаивать позиции психоаналитического подхода как в правовом поле, так и в поле публичной речи. По нашим представлениям, психоанализ, сохраняя свою уникальную методологию и этические принципы, должен иметь голос в современной динамично меняющейся информационной среде.
Школа открыта и заинтересована в сотрудничестве с образовательными институциями, медицинскими учреждениями и государственными структурами. Мы видим ценность в диалоге между различными подходами к пониманию психического и стремимся к созданию междисциплинарных и межинституциональных связей, способствующих развитию психоаналитической практики и теории в современных российских реалиях. Особенно актуальным нам видится сотрудничество в области медицины, где французский опыт содружества психиатрии и психоанализа невозможно переоценить.
Основал Школу и поддерживаю рабочее пространство я, Мощенко Степан.
Мой прямой контакт в ТГ @peremenznak
Подробнее обо мне здесь.
Со-участники ШКОЛЫ, практикующие аналитики
ФИ, город, личный контакт в ТГ, публичный канал/страница
Богач Елена, Москва, @Elena_Bogach
Войкина Анна, Серпухов, @Annalyze, https://t.me/psy_annalyze
Дядичкина Евгения, Нью-Йорк, @MrsEv_aD, https://t.me/Zhenya_Analizant
Золотарёв Вадим, Воронеж, @vadim_zolotarev_psy, https://place-to-talk.ru
Кайнов Иннокентий, Москва, +7 926 086 5990
Кульчинская Оксана, Штутгарт, Буча, @psychoanalyst_Oksana_Kulchynska, https://www.kulchynska.com/
Литвинова Елена, Париж, @ELENA_LITVINOVA0, https://t.me/elena_litvinova_analyse
Петросян Карина, Москва, @Karryosborn, https://t.me/voyageSouvenirs
Строгонова Евгения, Валенсия, @evgenia_strogonova, https://t.me/psyhopress
Циома Артём, Краснодар, @artemtsioma, https://t.me/MasterTsi
Слушатели Воскресной Школы
Аверьянова Анна
Анисимова Валентина https://t.me/psyzaum
Ачилова Виктория https://t.me/psycho_latte
Баранникова Алевтина
Блынский Виктор
Богомолова Анна
Бородин Игорь
Бровко Екатерина https://t.me/whypsychoanalysis
Бурухина Елена
Герасименко Дмитрий https://t.me/Gerasimenko_Dmitry
Герасимов Роман https://gerasimovroman.ru/
Горбачёва Светлана
Дегтярева Светлана
Древаль Евгений
Евченко Жанна
Енни Татьяна
Исмаев Андрей
Казаков Егор https://t.me/dillenan
Калашников Сергей
Кудрина Лена https://t.me/psychoandart
Лещёва Анастасия
Макаренко Оксана https://t.me/psy_imaginarium
Маслова Яна https://www.instagram.com/ioanna.maslova
Менякина Нина https://t.me/freud_zone
Минченко Элеонора
Митрохин Никита
Парьянова Суржана https://www.b17.ru/surzhana_paryanova/
Пасынкова Елена https://facebook.com/PsyElenaPasynkova
Пахомов Сергей
Петрищева Елена
Писарева Алла https://t.me/awapisareva
Половникова Юлия https://t.me/juliiapolovnykova_lacan
Попова Екатерина
Савилова Анастасия https://www.b17.ru/savilova/
Свиридова Айна
Смирнова Лада
Толмачева Наталья https://taplink.cc/miainfuture
Целан Арина http://arinacelan.com
Чернышов Эдуард
Чехова Зарина