Нарцизм Фрейда — Введение и выводы

Введение
Выводы по Главе I
Выводы по Главе II
Вступление к главе III
Выводы по Главе III
Заключение
Список литературы

ГЛАВА I «Нарцисс в текстах до 1914 года»
ГЛАВА II «Теория нарциссизма в 1914 году»
2.1. Одно (пере)прочтение «К введению в нарциссизм» (1914) — НФ ч.2,гл. II
2.2. «Из истории одного детского невроза» (1918) — Крест Нарцисса на теле Панкеева — НФ ч.3, гл. II
2.3. «Скорбь и меланхолия» (1917) — Меланхолия и нарцизм — НФ ч.4, гл. II
ГЛАВА III «Поздние работы» З.Фрейда
3.1. «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Нарци(сси)зм у довольствия — НФ ч.5, гл.III
3.2. «Массовая психология и анализ я» (1921) — Измерение массы нарци(сси)зма — НФ ч.6, гл.III
3.3. «Я и Оно» (1923) — Истина в вине, мне и оне — НФ ч.7, гл.III
3.4. «Недомогание в культуре» — Недомогание в культуре — НФ ч.8, гл.III 

Введение

Актуальность. В то время, когда слова «Фрейд устарел» сами уже порядком устарели, обращение к текстам основателя психоанализа может показаться излишним жестом. В огромном массиве «психоанализов» широкого толка нашло себе место не малое количество умозаключений с притязанием на «современное» понимание, и соответствующее снисходительное отношение к теории «былых времён». Нужно отметить, что Фрейд, будучи пионером, действительно, местами не смог высказаться достаточно определённо для того чтобы снизить риски уплощённого понимания. Для этого в начале 20-го века только намечался новый инструментарий лингвистики, математики, физики, который можно было бы применить в исследованиях душевной жизни. Поэтому беспрецендентное влияние прихоанализа на историю человеческой мысли имело в качестве сопровождающего эффекта значительную степень искажения. Результатом чего стал современный «развитый психоанализ», который связан с основателем не более чем буквами названий. Использование означающих дисциплины и основных её концептов, оказалось делом более удобным и прибыльным, чем следование сути предприятия Фрейда, которое не предлагает рыночный продукт. А предлагает производство истины о субъекте, которая не вовлечена в товарно-денежный оборот.

Благоприятная перспектива обращения к Фрейду, открывающаяся в наши дни, поддерживается с двух сторон.

Во-первых, усугубляется кризис капиталистической экономической модели. Сопутствующая глобальная перемена в мышлении направлено ориентирует на пересмотр ценностей потребления, эффективности, выгоды, результата. Палуба индустрии клиентоориентированных пси-практик тонет вместе с титаником капитализма. Психоанализ Фрейда, освобождённый от подобного балласта, способен предложить основание нового типа социальных связей.

Во-вторых, благодаря инициативе возвращения к Фрейду, которое предпринял Жак Лакан [20-198], подступы к психоаналитическому измерению текстов основателя психоанализа обозначены гораздо более отчётливо. Для толкования мысли Фрейда Лакан привлёк достижения передового края науки, который только догоняет психоаналитические открытия. Научные исследования всё более очевидно ориентируются на вопросы, поставленные психоанализом Фрейда, поэтому требование соответствия тому уровню теории, который был задан изначально, выглядит делом принципиально неободимым для ведения психоаналитической практики.

По мнению автора настоящего исследования, судьба понятия «нарциссизм» наиболее показательно отражает тенденции обращения с наследием Фрейда. На уровне упомянутой последовательности букв «нарциссизм» бесконечно циркулирует у самых разных авторов, самых разных направлений. Более того, прочно закрепился в измерении обыденной речи. При столь замечетельной популярности, которая не в последнюю очередь обусловлена содержанием самого концепта, различия в понимании и применении «нарциссизма» колоссальные. Практика в аналитическом ключе буквально требует производства процедуры различения, в том числе в применении к понятию «нарциссизм», с учётом ситуации исключительной универсализации его смысла.

Цель работы: актуализация наследия Фрейда в принципиально значимом для психоаналитического способа мышления подходе, на примере исследования понятия «нарциссизм», в инициативе производства психоаналитического дискурса [15].

Задачи исследовательской работы:

  1. Толкование работ Фрейда, связанных с понятием «нарциссизм» в направлении проработки многомерности заданных смыслов;
  2. Различение описательного и структурного измерения понятия «нарциссизм» с помощью следования не только буквальному смыслу данных определений, но и позиционному пространству мысли Фрейда, с учётом динамики движения в хронологической перспективе.
  3. Интерпретация характера сложившейся практики применения понятия «нарциссизм».

Предмет исследования. Исходным предположением данного исследования является то, что мысль Фрейда, обладая ёмкой многомерностью, оказалась спроецированной на плоскость буквального прочтения. По причинам, обозначенным выше и вполне очевидным с точки зрения психоаналитической теории [48][11], как критики, так и последователи предпочли остаться в пределах бинарной логики, тем самым заведомо закрыв себе подступы к иному способу мышления, который предлагает Фрейд. Другими словами, в аналитических текстах существует слабо освоенное измерение, которое требует переосмысления буквального смысла написанного, что не обходится без условия психоаналитической проработки самого читателя. Предметом данного исследования является смысл работ Фрейда в измерении нелинейной логики, намеченный, как правило, с помощью назавершённых и противоречивых теоретических построениий.

Объект исследования. В рамках данной работы к переосмыслению предлагается понятие «нарциссизм» популярность которого, на фоне критической степени недопонимания, сама по себе примечательна. При этом для соблюдения аналитического хода исследования неизбежно потребуется соотнесение толкования понятия с условиями, которые сопровождают это толкование. Другими словами, работа с понятием «нарциссизм» потребует внимания к нарциссизму автора и читателя — по обе стороны как текста.

Гипотеза исследования. Фрейд неочевидным образом прописал структурное измерение нарцизма, которое оказалось замаскированным более доступными для понимания однозначными смыслами нарциссизма. В третьей главе «Поздние работы» будет использовано различение терминов нарцизм и нарциссизм, которое будет подготовлено в материале первых двух глав. Автор данного исследования использует термин «нарцизм» вслед за Фрейдом, с учётом большей его «лаконичности и благозвучия» [45-184], однако, дополнительно имеется ввиду польза для различения со смыслом общепринятого «нарциссизма». Коротко говоря, в контексте данной работы нарцизм соответствует смыслу психического такта идентификации в отражении «другого», а нарциссизм смыслу «замыкания на себе самом». Предположение данной работы заключается в том, что предложенное Фрейдом понятие, расположено в структурном измерении психоаналитической теории, которое оказалось слабоосвоенным современной практикой. Хорошо разработанный «нарциссизм» в многомерной психической модели Фрейда является только плоской гранью «нарцизма».

Методы исследования. Толкование текстов Фрейда в психоаналитическом ключе. В предполагаемом приближении к аналитической практике перепрочтения важным становится 1) контекст всей работы, 2) движение по линиям мысли, приводящим в другие тексты, 3) обозначение взаимосвязей и взаиморасположенности в окружении других психоаналитических понятий, которые в свою очередь также находятся в постоянном перепросмотре Фрейдом. А также 4) внимание к психическому материалу авторов и читателей в опыте написания/прочтения текста.

Методологические основы работы. Данное исследование опирается на практику 1) самостоятельного прочтения текстов Фрейда и Лакана, и сопутствующей им литературы; 2) индивидуальной психоаналитической процедуры; 3) участия в семинарах и курсах лакановской ориентации В.Мазина, А.Юран, А.Смулянского, Ж.-М.Вапперо, А.Бронникова. 4) значительная доля материала была сформирована в групповом формате проработки аналитических текстов. В данное исследование вошли результаты более чем 1000 часов коллективных разборов, организованных и проведённых автором. Анонсы и дневники мероприятий представлены на сайте znakperemen.ru

Практическая значимость. Осмысление понятия нарцизм в его соотношении с понятием нарциссизм помогает выйти из терапевтической плоскости отражения воображаемых конструкций в аналитическую позицию по отношению к субъекту бессознательного.

Теоретическая значимость. Предложенное в данной работе различение смыслов понятия «нарциссизм» подкреплено толкованием их взаимного расположения с ключевыми психоаналитическими концептами, такими как топические модели, теория влечений, идентификация. Предложенные интерпретации и обозначения способствуют как прояснению обширных смысловых объёмов, так и постановке новых вопросов.

Структура. Работа состоит из трех глав. Материал глав организован в хронологическом порядке написания Фрейдом работ, которые были включены рамки данного исследования. Первая глава содержит краткий аналитический обзор истории понятия «нарциссизм» и толкование первых упоминаний в психоаналитизе. Вторая глава посвящена ядру формирования теории «нарциссизма» — трём текстам 1914-го года. В третьей главе с вниманием к движению мысли Фрейда в части применения понятия «нарциссизм» проработаны 4 поздние текста 1920-1930 г.г.

ГЛАВА I «Нарцисс в текстах до 1914 года»

1.1        Метаморфозы Нарцисса и встреча (с) Фрейдом
1.2        «Воспоминание детства Леонардо да Винчи» (1910)
1.3        «Три очерка по теории сексуальности» (1905) (1910)
1.4        «Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном случае паранойи (dementia paranoides)» (1911)
1.5        «Тотем и табу» (1912)

Выводы по Главе I

Несколько первых упоминаний Нарцисса в психоаналитической теории намечают многомерный смысловой объем понятия «нарциссизм», который в истории художественной практики больше соответствует уровню мышления античных авторов и неотрадиционалистов. С самого начала Фрейда не интересует однозначно-описательный код. Позаимствовав в сексологии плоскую эмблему, психоанализ возвращает ей ёмкость утраченных измерений. В свете этой инициативы, последующее возвращение термина в плоскость диагноза и его разработка только в описательной части, которую предпринимает абсолютное большинство «последователей» психоанализа, соотносимо с реакцией теологических авторов, прочитавших в поэме лишь отражение собственных нужд оценивания и контроля паствы.

В четырёх текстах, опубликованных до 1914 года намечены основные смысловые линии, которые будут продолжены вплоть до позних работ: сопряжение нарциссизма с идентификацией и устройсвом «я», телом, экономикой либидо, намечены подходы к клинике психозов и меланхолии.

Помимо определения места нарци(сси)зма в модели последовательного развития между аутоэротизмом и объектными отношениями, на более высоком логическом уровне определённо прочитывается мысль Фрейда о синхронии взаимообусловленных тактов. Помимо смыслов замкнутости и самодостаточности, в понятие «нарциссизм» определённо вписан смысл необходимого изначального участия «другого» для ситуации формирования субъекта.

ГЛАВА II «Теория нарциссизма в 1914 году»
2.1. Одно (пере)прочтение «К введению в нарциссизм» (1914) — НФ ч.2,гл. II
2.2. «Из истории одного детского невроза» (1918) — Крест Нарцисса на теле Панкеева — НФ ч.3, гл. II
2.3. «Скорбь и меланхолия» (1917) — Меланхолия и нарцизм — НФ ч.4, гл. II

Выводы по Главе II

В корпусе текстов 1914 года Фрейд разабатывает теорию нарциссизма в сопряжении с преобразованием теории влечений, анализом «я», идентификацией, как механизмом его образования. При введении понятия «нарциссизм» наиболее явно прописан смысл линейной и экономической модели, в плоскости которой нарциссизм представлен последовательной стадией развития – учреждением единства «я», обеспеченного либидинальной загрузкой. В этом смысле нарциссизм связан с перераспределением либидо объектов в пользу «я» и приближает понятие к смыслу аутоэротической самодостаточности. Это экономика позволяет объяснить ряд клинических наблюдений таких как замыкание в состояние сна, болезнь, ипохондрию, бред величия. Данная плоскость представления нарциссизма, будучи единственной принимаемой во внимание, располагает ограничить понятие качеством описательной диагностической категории, с прилагаемым комплексом терапевтических рекомендаций. То есть применять его в целях оценки, обусловленной нераспознанным собственным нарциссизмом исследователя. Важно отметить, что уровень такой плоской теории не далеко отстоит от области сексологии, в которой Фрейд и позаимствовал понятие.

Примечательная синхрония происходит в начале 20-го века в физике. Специальная теория относительности предложена Эйнштейном в 1905 году (кстати, году 3-ёх других принципиальных работ Фрейда), дооснащается уравнениями Общей теории относительности, которые разрабатываются в 1914 году. Линейная ньютоновская модель оказывается вписанной в геометрию четырёхмерного искривлённого времени-пространства. Фрейд изначально концептуализирует искажение времени и пространства, а вернее определяет осознананое последовательное восприятие «объективной реальности» в качестве продукта переработки вторичного процесса. Психоанализ намечает четырёхмерность психической реальности, и это определённо прописано в текстах Фрейда, на уровне искривлений-нелинейностей его мысли.

Другой смысл понятия нарциссизм не столь очевидно прописанный, но отчётливо заданный в работах 1914 года сопряжён с идентификацией. В «К введению в нарциссизм» через типы выбора объекта и механизмы образования идеального «я» и Я-идеала. В случае человека-волка через идею «нарциссической идентификации», намеченную в тексте о Леонардо и в «Тотеме и табу». Прицельное удостоверение принципиальной роли «другого»-внешнего объекта в идентификации, как механизме образования «я», происходит в тексте «Скорбь и меланхолия». Для обнаружения себя необходим «другой», для формирования «я» необходим идеал. Тогда нарциссизм прочитывается уже более отчётливо, как структурное условие становления субъекта. В связи с тем, что в таком смысле обращение с понятием снимает обременение оценок и связанный с ними аффективный заряд, далее в данном исследовании, предлагается его использование в «более лаконичной форме» предложенной Фрейдом – «нарцизм».

Дальнейшее различение 2-ух понятий «нарциссизма» и «нарцизма» будет произведено в третьей главе в материале толкования 4-ёх поздних работ Фрейда.

ГЛАВА III «Поздние работы» З.Фрейда
3.1. «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Нарци(сси)зм у довольствия — НФ ч.5, гл.III
3.2. «Массовая психология и анализ я» (1921) — Измерение массы нарци(сси)зма — НФ ч.6, гл.III
3.3. «Я и Оно» (1923) — Истина в вине, мне и оне — НФ ч.7, гл.III
3.4. «Недомогание в культуре» — Недомогание в культуре — НФ ч.8, гл.III 

Вступление к главе III

В контексте истории человечества, к 1920-ым годам установилось относительное равновесие последствий Первой мировой войны, развязанной в 1914 году. Период внешнего довоенного благополучия скрывал глубокие политические и экономические противоречия, которые разрешились в потрясениях мирового масштаба. Одной из предпосылок кризиса сосуществования на планете послужило исчерпание ресурса колониальной модели экономики.

В переложении на теорию нарциссизма 1914 года, с потерей интереса к колониям, как к внешним объектам, собственное «я» некоторых стран оказалось переполненным вернувшимся либидо, до степени психотического эффекта. Следствием чего стало выяснение амбивалентных отношений с ближайшими «другими», которые в этом случае равны не более чем двойникам-подобиям. Фрейд показал механизм образования бреда величия и преследования, как вторичное возвращение к первичному нарциссизму, в процессе которого утрачиваетс способность к различению себя и другого. В психотической реальности раница внешнего и внутреннего размывается, что сопряжено со смыслом абсолютной полноты-беспредельности состояния первичного нарциссизма.

Для психоанализа годы Первой мировой войны обнажили деструкцию человеческой цивилизации, и заострили вопросы подобия и различения с «другим».

Как будет показано в 3-тьей главе данного исследования, в сопряжении вопросов подобия (себя с другим) со смыслом понятия «нарциссизм», и вопросов различения (себя через другого) со смыслом понятия «нарцизм».

 Выводы по Главе III

Во второй теории влечений нарциссизм сопрягается с влечением к смерти и принципом удовольствия, нарцизм с влечением к жизни и повторением. Нарциссизм организовывает избегание отношений с другим не обязательно прямым образом, но также и способом его уподобления себе самому, действием вычитания его своеобычности. Нарцизм открывает переспективу обнаружения уникальности как своей собственной, так и «другого» посредством вынесения взгляда на себя во вне.

В психологии масс нарциссизм работает на растворение уникальности, «упокоение» в толпе, десексуализацию, деструкцию по признаку «малых различий». Функция нарцизма поддерживает желание субъекта, что увязано на способность мыслить бес-подобно, за пределами принятых в массе образов.

Нарциссизм сопряжен с воображаемым порядком работы психики, с обобщённым образом идеальной формы. В этом измерении находит место ставка на прогресс — утопия представлений о возможности поступательного достижения полноты знаний, умений, контроля. Здесь же расположены успокаивающие представления о природе, последовательном течении времени и упорядоченности пространства в русле линейной логики. Терапевтическая практика, возможная в пределах воображаемого порядка, сводится к суггестивному характеру воздействия на симптом, включая уровень работы со смысловыми моделями защит и сопротивлений.

Нарцизм сопряжён с символическим порядком языка и субъектом бессознательного, как его эффектом. В этом измерении принципиальная неполнота и изначальный сбой принимаются за исходное условие. Осмысление устройства психики на этом уровне требует моделей нелинейной логики в четырёхмерном пространстве психической реальности. Здесь единственно актуальным материалом является речь и письмо, что соответствует характеру психоаналитической процедуры. Практика перепроговаривания и перепрописывания себя с участием другого осуществляется в условиях переноса, и представляет из себя иной, изобретённый Фрейдом способ отношений. Психоаналитический дискурс позволяет производить особенный вид социальной связи, который позволяет обнаруживать желание субъекта.

Заключение

История Нарцисса обладают выдающейся и очевидной популярностью. Судя по статистике обращений, сюжет надёжно беспокоит многие поколения исследователей душевной жизни человека. Ажиотаж вокруг темы «нарциссизма» не обошёл стороной и корпус психологических наук. По содержанию теории написано бесчисленное количество разного уровня работ, в множесте которых, автору данного исследования не удалось найти ни одной, в которой был бы поставлен вопрос о причинах столь пристального внимания к теме.

Следуя аналитическому ходу есть возможность предположить что природа повышенного интереса заключена в самом понятии. Тогда вопрос можно поставить следующим образом: в каком смысле нарциссизм исследователя может быть причиной исследования нарциссизма? И почему подобные исследования так популярны? Соответственно, в фокус анализа попадают мотивы всех исследователей, включая автора этих строк, обусловленные нарциссизмом. Сразу понятно одно – мотивы веские.

Далее есть возможность сформулировать ответы с опорой на произведённое в целом даннное исследование, что поможет обобщить проделанную работу. Следом за предпринятым различением понятий нарциссизма и нарцизма в теории Фрейда можно обнаружить, что абсолютное большинство психологических исследований имеет дело с нарциссизмом, будучи им же и обусловлено. Это создаёт массив описательно-диагностического знания с инструментами направленного отчуждения от инаковости «другого», который вписывается в универсальные/типологические схемы. Другими словами, нарциссизм исследователя в данном случае участвует в деле успокаивания тревоги. Само понятие нарциссизм – обещает и манит миражом гармонии в отсутствии другого. Отсюда педалирование в теориях нарциссизма смыслов самолюбия, оценки, отсутствия контакта, в режиме уплощения понятия. Поэтому не удивительно, что вопрос исследователя нарциссизма о его собственных мотивах исследования не возникает, ведь он исследует «другого» как объект, реализуя собственный нарциссизм.

Измерение нарцизма в теории Фрейда разработано в единичных случаях непопулярных и сложных исследований. Это измерение не только понятия нарцизм, но и психоанализа в целом, оказалось слабо востребованным, но единственным психоаналитически ориентированным. Нарцизм предполагает концептуализацию отношений с другим как местом бытия субъекта. Расстройство нарцизма приводит к нарциссизму. И именно в нарцизме, который поддерживает способность читать себя между строк «другого», и заключена специфика психоаналитического дискурса.

Примечательным эффектом следования ходу психоаналитического исследования является тревога, которая является следствием неприкрытых воображаемыми смыслами зияний и противоречий. Психоанализ не является замкнутой системой знания – иначе, как было показано выше, в нём бы не нашлось места измерению понятия нарцизма. Описать полно и непротиворечиво возможно лишь его проекцию на плоскость нарциссизма, что не являлось целью данного исследования.

Список литературы

  1. Балинт М. Базисный дефект: терапевтические аспекты регрессии; Перевод: Агарков В.А., Кравец С.В.; Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, №4 — http://psyjournal.ru/articles/pervichnyy-narcissizm-i-pervichnaya-lyubov
  2. Библия – М.: Никея, 2016 – С.1600
  3. Гай П. Фрейд — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016 – С.960
  4. Гомер Илиада — М.: Азбука-Аттикус, 2012 – С.576
  5. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе – М.: Когито-Центр, 2012 – С.342
  6. Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. — М.: Текст, 2000 — C.189
  7. Комментарии к Книге Песней Соломона; Толкования Священного Писания – электронный ресурс — http://bible.optina.ru
  8. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка – М.: 2005 – С. 432
  9. Лаврова Н.Л. Историческая поэтика мотива : смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса : автореферат дис. … кандидата филологических наук : 10.01.08 / Лаврова Наталья Леонидовна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. — Москва, 2011
  10. Лаврова Н.Л. Мотив Нарцисса в неотрадиционалистской практике художественного письма; научная статья http://slovorggu.ru/nfv2010_3_14_pdf/06Lavrova.pdf
  11. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда, Инстанция буквы в бессознательном (сборник), Русское феноменологическое общество, Логос, 1997 — С. 54-57
  12. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию я, какой она раскрывается в психоаналитическом опыте (1946) // Кабинет: Картины Мира, СПб.: Инапресс, 1998. Пер. с фр. В. Лапицкого, C. 136-142
  13. Лакан Ж. (1953). Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа. М.: Гнозис, Логос. 1990. С.520
  14. Лакан Ж. Семинары: Книга 5 (1957/1958). Образования бессознательного. М.: Гнозис. 2002. С.608
  15. Лакан Ж. Семинары. Книга 17: Изнанка психоанализа (1969/70). М.: Гнозис, Логос. 2008 – C.272
  16. Лаканалия ; Сетевой психоаналитический журнал; Меланхолия — №12-2013 http://lacan.ru/wp-content/uploads/2017/08/lcn012_melancholy.pdf
  17. Лаканалия ; Сетевой психоаналитический журнал; Todestrieb — №19-2015 http://lacan.ru/wp-content/uploads/2017/08/lcn019_todestrieb.pdf
  18. Лаканалия ; Сетевой психоаналитический журнал; Протез — №20-2017 http://lacan.ru/wp-content/uploads/2017/08/lcn023_prosthesis.pdf
  19. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высш.шк. 1996. С. 623
  20. Мазин В. Введение в Лакана – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004 – C.201
  21. Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. — СПб.: Алетейя. 2005 — С.170
  22. Мазин В. Юран А. Клиника Лакана – Ижевск: ERGO 2016 – C.264
  23. Публий Овидий Назон Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии     Перевод с латинского С.В.Шервинского — М.: Художественная литература, 1983 – С.630
  24. Публий Овидий Назон Метаморфозы — М.: «Художественная литература», 1977 – C.435
  25. Сартр Ж.-П. Бодлер / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Г.К. Косикова. — Изд. 2-е. — М.: УРСС, 2004 – C.184
  26. Сковорода. Г. Сочинения в двух томах, Т. 1 – М.: Мысль, 1973 – C.511
  27. Cтаробинский Ж. Чернила меланхолии — М.: Новое литературное обозрение, 2016 – C.613
  28. Тюпа В.И. Неотрадиционализм, или четвертый постсимволизм Постсимволиэм как явление культуры. Материалы международной конференции.- М.: РГГУ, 1995
  29. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс, 1986. Т 3. – C.827
  30. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. – М.: Вече, 1997 – C.512
  31. Фрейд З. Бессознательное (1915); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.448
  32. Фрейд З. Воспоминание детства Леонардо да Винчи (1910); Психоанализ творчества – М.: Алгоритм, 2016 – С.256
  33. З.Фрейд Влечения и их судьбы (1915); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.448
  34. Фрейд З. Из истории одного инфантильного невроза (1918); 8 том десятитомного собрания сочинений «Два детских невроза» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.240
  35. Фрейд З. Конеченый и бесконечный анализ (1937); Дополнительный том десятитомного собрания сочинений «Сочинения по технике лечения» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – C.448
  36. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл; 1 том десятитомного собрания сочинений – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.608
  37. Фрейд З. Метапсихологическое дополнение к теории сновидений (1917); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.448
  38. Фрейд З. Набросок одной психологии – Ижевск: ERGO 2015 – C.210
  39. Фрейд З. Неудовлетворённость культурой (1930); 9 том десятитомного собрания сочинений «Вопросы общества и происхождение религии» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – C.606
  40. Фрейд З. О введении понятия «нарцизм» (1914); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.448
  41. Фрейд З. Об особом типе выбора объекта у мужчины (1910); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.312
  42. Фрейд З. Очерк истории психоанализа – М.: Алетейя, 1999 – С.256
  43. Фрейд З. Печаль и меланхолия (1917); 3 том десятитомного собрания сочинений – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.448
  44. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия (1920); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.448
  45. Фрейд З. Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном случае паранойи (dementia paranoides) (1911); 7 том десятитомного собрания сочинений «Навязчивость, паранойя, перверсия» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.336
  46. З.Фрейд Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа (1910); 6 том десятитомного собрания сочинений «Истерия и страх»– М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.320
  47. Фрейд З. Психология масс и анализ Я (1912-1913); 9 том десятитомного собрания сочинений «Вопросы общества и происхождение религии» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – C.607
  48. Фрейд З. Сопротивление против психоанализа (1925), Фрейд З. Психоаналитические этюды. Одесса, 1926, ru/?p=1598© Проект «Весь Фрейд»
  49. Фрейд З. Толкование сновидений (1900); 2 том десятитомного собрания сочинений – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.682
  50. Фрейд З. Тотем и табу (1912-1913) 9 том десятитомного собрания сочинений «Вопросы общества и происхождение религии» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – C.607
  51. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности (1905); 5 том десятитомного собрания сочинений «Сексуальная жизнь» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.312
  52. Фрейд З. Я и Оно (1914); 3 том десятитомного собрания сочинений «Психология бессознательного» – М.: ООО «Фирма СТД», 2006 – С.448
  53. Фрейденберг О.М.Система литературного сюжета Монтаж. Литература, Искусство, Театр, Кино. М., 1988. С. 222.
  54. H Auto-Erotism: A Psychological Study.. 260 — 280 QUARTERLY JOURNAL   — OF   Scientific, Clinical and Forensic   Psychiatry and Neurology. VOLUME XIX.     Published and Edited by   C. H. HUGHES, M. D.
  55. Norwood F. The Riddle of Ovid’s «Relegatio» // Classical Philology. Vol. 58, No. 3. 1963. P. 150—163. Перевод с англ. О. В. Любимовой