50 Стыд-2

— «Лу Андреас-Саломе и Жак Лакан смотрят «Стыд» Стива МакКуина» В.А. Мазин
— исчезновение субъекта мыслящего, желающего, говорящего сопровождается утратой фундаментального человеческого аффекта – стыда, что является утратой человеческого достоинства
— Эсхил: Эпимитей «был не очень то мудр» (обделил человека), Прометей компенсировал – появились протезы – но война: люди оказались не способны к жизни сообща. Платон Протагор: от Зевса Гермес вводит стыд и правду «всем»
— человеческий субъект – существо говорящее, разумное. Не стыдно быть глупым (сомневаться в своём разуме), стыдно быть тупым (не осознавать свою глупость), наслаждающимся самодостаточной полнотой идиотом.
— избавляться от стыда??
— поэтому Лакан и говорит, что «положим от стыда вы не умрёте»
— стыд = человеческое достоинство и причастность смерти
— «смерть – её можно заслужить: умерев на худой конец, от стыда за то, что заслужить её нечем» Лакан, 17-ый
— «Единственный счастливый шанс» — это заслужить смерть, и если им не воспользоваться «тогда чашей стыда, которую предстоит испить становится жизнь: она ведь не заслуживает, чтобы за неё умирали»
— девальвация смерти в концдагере, машине производства трупов – потеря визитной карточки человеческого субъекта – расчеловечивание, лишение и жизни и смерти.
— война лишает людей не рассудка, а достоинства и стыда. Бергман «Стыд»
— стыд – переход от аутоэротизма к нарциссизму, связан с досубъектным наслаждением
— стыд предписывает вину. вина связана со словом, с буквой закона, нарушить которую есть желание, стыд – в поле зрения. вина за желание, стыд за наслаждение
— стыд не открывает возможности прощению.
— если я смотрю, то я вижу. взгляд, направленный на меня я не вижу
— взгляд Другого (в котором отчуждено моё наслаждение) отсылает меня ко мне, я через Другого рассматриваюсь самим собой. Стыд возникает перед самим собой (по Сартру)
— «взгляд, который ловит меня врасплох и внушает мне стыд (…), создан в поле Другого моим собственным воображением» Лакан, 11-ый
— постигать взгляд – означает иметь сознание того, что являешься рассматриваемым (увидеть можно только глаз)
— ты смотришь на себя, смотря «Стыд», идентифицируясь с Брендоном (дело (стыд) не в содержании фильма, а в факте его просмотра) стр. 102 посл. абзац.