64 Дуболизм и букволомство
Выдержки из текста 4 семинара Лакана «Объектные отношения» (перевод мой):
Роль анального комплекса в этом случае исчерпывается тем, что Ганс говорит о Lumpf.
Исходя из неведомо каких системных соображений, мне вменятся устранение, этой самой анальной стадии, которая возникает в определённый момент в нашем сознании, точно так же, как при нажатии кнопки «вкл» появляется условный рефлекс у собаки Павлова. В момент, когда вы слышите об экскрементах, тотчас возникает – Анальная стадия! Анальная стадия! Анальная стадия!
В словаре маленького Ганса, Lumpf, это экскременты. Они называются таким нетипичным образом, поскольку дети чрезвычайно часто дают имена, связанные с неожиданной, если не случайной, встречей с осуществлением этой функции. Посмотрим, в чёт тут дело.
В анализе недостаточно уловить общепризнанную тенденцию, чтобы в тот же миг испытать восторг, и оказавшись в стране [все]знания (connaissance), удовлетвориться ритурнелью (ritournelle) (расхожим рефреном) в данном случае, анального комплекса. В такой момент анализа дело заключается в том, чтобы узнать в чём именно состоит функция этой темы. Если эта тема всегда важна для нас, то не просто по причине этого само-собой разумеющегося (implicite) значения, самого по себе расплывчатого, и связанного лишь с идеями возрастного развития (génétisme), которые могут быть оспорены в этом конкретном случае в любой из моментов наблюдения. Именно по причине его связи с полной системой означающего, которая развивается, как в симптомах болезни, так и в процессе лечения.
Чтобы вы распознали эти вещи, нужно приложить усилия к тому, чтобы на каждом этапе, в каждый момент наблюдения, не пытаться что-то сразу понять. Фрейд дважды в этом наблюдении говорит напрямую, что необходимо воздержаться от намерения что-то понять сразу.