71 Валюта любви
«фаллос представляет собой монету, имеющую хождение в любовном обмене» 5 семинар, глава 27 «Выход через симптом», стр.558
— фаллос – означающее желания «принципиально существенная метафора, которая дает желанию Другого его изначальное означающее — означающее фаллическое» стр. 557
— вопрос примата генитальности
«Остается, правда, пока неясным, почему, собственно, должны мы признать это фаллическое означающее основным, почему оказываем мы ему некоторым образом предпочтение перед множеством других объектов — объектов, которые выполняют порою, на первый взгляд, совершенно аналогичную роль. Фаллическое означающее легко становится эквивалентом таких, скажем, означающих, как экскременты или женская грудь, сосок — этот главный для грудного ребенка объект. То, что составляет привилегию именно фаллоса, действительно определить трудно. Все дело, очевидно, в самом месте его — в месте, которое занимает фаллос в той фазе, которой в отношениях индивида и рода принадлежит первенство, — в фазе, которую мы зовем гениталъной.» стр. 557-558
— монета любовного обмена // быть или иметь(конечно, не иметь, но иметь как нехватку) // снятие оппозиции обладать-не обладать
«Именно по этой причине фаллос и оказывается более, чем что-либо другое, зависим от функции означения. Прочие объекты -будь то сосок материнской груди или та часть тела, что, в форме экскрементов, предстает как нечто, способное порою сообщить субъекту переживание утраты, — даны ему, до известной степени, как объекты внешние, в то время как фаллос представляет собой монету, имеющую хождение в любовном обмене, — монету, которой для выполнения своей функции необходимо, подобно тем камушкам или ракушкам, что служат эквивалентом обмена у некоторых племен, перейти в разряд означающего.»
— цитаты из «Значения фаллоса»:
«Фаллос является привилегированным означающим этой отметины, где участие логоса сочетается с воцарением желания.»
«это означающее, призванное обозначить всю совокупность эффектов означаемого, в той мере как означающее их обуславливает своим присутствием означающего»
«И поэтому желание не аппетит к удовлетворению, не запрос любви, но разность от вычитания первого из второго, собственно, феномен их раскола (Spaltung). Понятно, как сексуальное отношение занимает такое замкнутое поле желания и исполнит там свою судьбу. Это поле создано для того, чтобы в нем возникала загадка, которую это отношение вызывает в человеке, «означая» для него ее двояко: возвращением порожденного таким отношением запроса в виде запроса по поводу потребности; двусмысленностью, презентифицированной на Другом, которого имеет в виду запрошенное доказательство любви. Зияние такой загадки удостоверяет то, что ее определяет и что может предстать очевидным в следующей наиболее простой формулировке: субъект как и Другой, для каждого из партнеров отношения не могут ограничиться ни ролью субъекта потребности, ни объекта любви, но они должны занять место причины желания. В сексуальной жизни эта истина лежит в основе каких бы то ни было неполадок, попадающих в поле зрения психоанализа.»
— цитаты из 4-го семинара:
«Фрейд говорит нам, что в мире объектов есть один, функция которого является парадоксальным образом решающей, таким объектом является фаллос. Он определяется как воображаемый, его ни в коем случае нельзя путать с реальным пенисом, это, строго говоря форма, эрегированный образ. Этот фаллос играет настолько решающую роль, что томление по нему, как и его присутствие или его представленность в воображаемом оказываются ещё более важными для тех представителей человечества, которым не достаёт его реального коррелята, то есть женщинам, нежели тем, кто может удостовериться в реальном наличии такого коррелята, то есть мужчинам, чья сексуальная жизнь подпадает под влияние того факта, что они воображаемо берут на себя его непосредственное применение, в конечном счете, полагают это законным и правомерным.» глава 4
«термин вуали, завесы, которая перекрывает объект, становится поверхностью для воображаемой проекции фигуры нехватки, фетиша, которая может обеспечить опору тому, что именно здесь получает своё имя желания, но желания перверсивного. На вуали фетиш имеет очертания нехватки, расположенной по другую сторону объекта.» глава 10 «идентификация с фаллосом»
Отношения незаменимости-зависимости анаклитические – нужен Другой для которого ты незаменимый объект желания (фаллос)
«Это отступление предназначалось для того, чтобы продемонстрировать вам пользу от привнесения диалектики трёх первых объектов и четвёртого термина, который всех их обнимает и связывает в символических отношениях, а именно отца. Это понятие вводит символические отношения, и вместе с этим даёт возможность вознести (transcendance) отношения фрустрации или нехватки объекта на уровень отношений кастрации, что уже совсем другое дело, поскольку кастрация вводит нехватку объекта в диалектику, где его получают и отдают, где его формируют и инвестируют, короче говоря, в диалектику, которая придаёт нехватке измерение соглашения, закона, запрета, в частности, на инцест.» глава 5
«Рассмотрим поддержку, которую оказывает мать в первых любовных отношениях, когда она, как объект воззвания, то отсутствует, то присутствует. С одной стороны, есть её дары, которые являются знаками любви, и как таковые являются только таковыми, то есть, они сами по себе аннулированы, поскольку не могут быть ничем иным, кроме как знаками любви. С дугой стороны есть объекты потребности, которые мать предоставляет ребёнку в виде своей груди. Не замечаете ли вы, что дело идёт об отношениях баланса и компенсации между двумя этими сторонами?» глава 10
«Типичным даром является именно дар слова, поскольку в этом случае дар соответствует своему принципу. С рождения ребёнок питается словами, как хлебом, и гибнет от слов. Ибо как говорится в Евангелии: «Человек погибает не только от того, что входит в его уста, но и от того, что из низ выходит».