Деньги. Психоаналитическое толкование

запись трансляции на YouTube здесь

Карл Маркс сформулировал для нас, что деньги являются эквивалентом меновой стоимости в цикле обмена Т-Д-Т или Д-Т-Д. Мы хорошо понимаем, что деньги нужны как универсальная мера для определения стоимости разных товаров. Исчерпывается ли этим функция денег? Играют ли деньги только эту роль посредника в экономике обмена на рынке товаров и услуг?


Фрейд назвал отношения с деньгами сублимированной формой анальной эротики. То есть, в некоторых случаях, возбуждение прямой кишки при удержании каловых масс в детстве, может вытесняться, и становиться не сексуально окрашенным ощущением, но чертами характера, такими как аккуратность, бережливость, упрямство, и формировать принципы обращения с деньгами. Фрейд подтверждает свою мысль ссылкой на символику сновидений и мифологический мотив, связывающий деньги с экскрементами и грязью. Как можно объяснить, что такой ценимый людьми объект, как деньги, так близок к нечистотам, к тому, что нужно отбросить, что вызывает отвращение, к тому, за что стыдно?

Говорят: «любовь не продаётся», «здоровье нельзя купить», «с собой на тот свет не унесёшь», «не в деньгах счастье», – но всё-таки добавляют «а в их количестве»
Деньги позволяют человеку иметь всё. Почти всё. Кажется, что можно купить решение почти любой проблемы, вопрос только в цене и в возможности эту цену заплатить.
Очень часто человек говорит о недостатке денег как о главным препятствии для осуществления своих планов. Почему именно денег всегда мало? Почему именно деньги являются чем-то таким, чего всегда не хватает?

Запись семинара, который состоялся 04.05.2021 можно посмотреть на моём канале в YouTube здесь
как и вклад участников прошедшего мероприятия,  просмотр записи с практическим интересом имеет стоимость 500 рублей, можно больше, можно меньше.
напишите мне в телеграмм, чтобы получить инструкцию для оплаты +79859777889

Деньги. Психоаналитическое толкование.
Тезисы

Нам понадобятся несколько идей таких авторов как Маркс, Батай, Фуко, Фрейд и Лакан. Я представлю некоторые их мысли в компактной и доступной форме, чтобы собрать некоторую мозаику смыслов, которые помогут каждому из нас получить свой практический результат.

1.    Маркс (капитализм – экономика обмена // функция денег, как эвивалента меновой стоимости)
Для начала нам понадобится мысль из первого тома «Капитала» о том, что продукт является товаром только если обладает как потребительной, так и меновой стоимостью. То есть, товаром является то, что можно обменять на другой товар, а не просто употребить. И посредником, облегчающим процесс рыночного оборота, являются деньги, поскольку в денежных единицах можно выразить эквивалент любого товара. О чём нам сообщает формула Д–Т–Д или Т–Д–Т.
Здесь речь идёт о всем понятной функции денег на рынке товаров и услуг в так называемой экономике обмена, о которой говорят «бесплатный сыр в мышеловке», «ты мне, я тебе», «а что мне за это будет?». К Марксу мы ещё вернёмся.
2.    Батай (экономика дара)
Парадокс полезности по Батаю – если служить высшей цели, то только бесполезное может служить ориентиром.
Историки и антропологи обнаружили, что, вопреки распространённому мнению, принцип равноценного обмена, присущий современной рыночной экономике, вовсе не является одной единственной основой социального уклада. Некоторые древние сообщества жили по иному принципу экономики дара, когда люди взаимно обменивались всем необходимым без измерения цены и безвозмездно. То есть деньги для измерения стоимости товара в таких сообществах были не нужны.
Излишки богатства считались «Проклятой долей», и подвергались ритуальному уничтожению или дарению. Батай ссылается на уклад жизни ацтеков, которые воевали и приносили жертвы, для решения проблемы избытка. Практика потлача, показательного уничтожения ценных вещей, дошла практически до наших дней в обычаях племён северо-американских индейцев.
По Батаю, война и ритуальное уничтожение свидетельствует о несостоятельности культуры.
«Если на роду на писана бедность, — размышляет древнекитайский автор Ванчун, — но напряжением сил достигнешь богатства, то, достигнув его, умрешь. Когда силой таланта достигают богатства и знатности, судьба не в силах их принять. Это подобно вместимости сосуда. Если сосуд рассчитан на одну меру, то мера наполняет его до краев: будешь наполнять дальше — все прольется!»

3.    Фуко (не рыночные функции денег)
«Меркантильная сущность денег не совпадает с их историческим корнем».
В Античном мире важна мера, как нечрезмерность. Введение денег было связано не с действительной стоимостью вещей, а со справедливостью, которая должна воцариться в городе и не дать ему погибнуть. Здесь, скорее, деньги связаны с истиной, потому что они являются инструментом регуляции, коррекции, исправления общества.
Жертвенная функция денег в религиозных даяниях и подаяниях для упрочение социального тела перераспределением и сакрализацией богатств. Функция денег, как инструмента властного регулирования (контроль, кредит, налоги).
Две более ранние функции денег: жертвоприношения и справедливого распределения.

4.    Фрейд (анальная организация либидо)
Фрейд назвал отношения с деньгами сублимированной формой анальной эротики. То есть, в некоторых случаях, возбуждение прямой кишки при удержании каловых масс в детстве, может вытесняться, и становиться не сексуально окрашенным ощущением, но чертами характера, такими как аккуратность, бережливость, упрямство, и формировать принципы обращения с деньгами. Фрейд подтверждает свою мысль ссылкой на символику сновидений и мифологический мотив, связывающий деньги с экскрементами и грязью. Получается, что настолько ценимый людьми объект, деньги, очень близок к нечистотам, к тому, что нужно отбросить, что вызывает отвращение, к тому, за что стыдно, к тому, что у ребёнка сначала настойчиво требуют, а затем, не оставляя и следа, устраняют.

5.    Лакан (требование-желание, объект а, означающее и закон языка и денег)
Анальная организация – уровень взаимодействия с требованием другого. Дать или удержать/накопить. Абрис субъекта и его зависимости от требования. Анально-садистская фаза развития либидо соответствует экономике рыночного обмена, в которой субъект является подчинённым требования, но не субъектом желания, здесь актуальна мотивация из денежной нужды.
Отдают или удерживают скорее деньги, а получают, как правило, нечто другое, принципиально другой объект, в другой, оральной, логике организации либидо. Деньги полученные, удовлетворяющие потребность, принципиально отличны от денег накопленных, и отдаваемых, в ответ на требование.
Лакан говорит об анальном объекте, прообразом которого являются экскременты, как об одной из форм объекта а. Объект а в теории Лакана, это нечто вызывающее, провоцирующее желание, но никогда не схватываемое в реальном или воображаемом объекте, в обычном представлении не существующее. Анальный объект, как объект а, это то, что мы удерживаем, что мы экономим, или дарим. Это, например, речь (иногда, «словесный понос», а иногда «структурированная речь»). Это, например, слова. Или деньги. Причём деньги – это тоже слово.
Вернёмся в Марксу. Потребительная стоимость – это уровень означаемого, меновая стоимость, которая выражается в деньгах – уровень означающего.
«Товарный фетишизм» и «денежный фетишизм», (французское fеtiche — фетиш, идол, от португальского feitiço — колдовство, амулет)

Деньги в жизни современного человека занимают исключительное место. Это особого рода объект, позволяющий измерить ценность любого другого необходимого объекта.
Закон циркуляции денег – это закон языка. Наша речь подчинена определённому закону, и этому же закону подчинён оборот денег. Деньги, будучи означающим, являются элементом, предназначенным для выражения, схватывания бессознательного наслаждения, а также означающим бессознательного желания. Вот их функция на уровне субъекта.
Вы не знаете что вы желаете и как вы наслаждаетесь на бессознательном уровне, но именно этот уровень определяет ваши отношения с деньгами.

6.    Обобщение
Каков смысл аналитического подхода к деньгам? Это точно не попытка впрямую решить проблему их недостатка, но попытка действенного прояснения в процессе анализа сути того объекта желания и/или объекта причины желания, который может иметь некоторую связь с деньгами.
Отношения с деньгами имеют гораздо более широкий смысл, чем только в них нужда.
Во-первых, далеко не факт, что ваше сознательное понимание о нужде соответствует действительному положению дел. Возможно, бессознательно вы принимаете только такие решения, которые вас оберегают от обладания деньгами или помогают вам благополучно канализировать излишки. Вопрос: не живёте ли вы в экономике дара? На «палите ли бабло»?

Есть универсальный смысл, общепринятое понимание того, что такое деньги, но на уровне вашего бессознательного деньги имеют какой-то совершенно уникальный смысл, который вы просто не можете себе вообразить. Само слово «деньги» имеет для каждого человека своё особое значение, которое определяет реальную денежную ситуацию. Например, исторически у какого-то субъекта может сложиться так, что деньги=смерть или позор, или, наоборот, деньги = уважение и почёт, или деньги = недополученное материнское молоко, или её любовь. Но ни для кого деньги это просто деньги.
Психоанализ, в процессе речевой практики расшатывает эту связку особого, уникального смысла и самого слова «деньги», из-за чего у субъекта появляется возможность коренным образом изменить характер своих отношений с деньгами. Этим мы и занимались в процессе моего доклада, и ещё больший эффект может случиться в обсуждении.
Что такое оплата аналитических сессий? Рыночная такса, жертвенное подаяние, потлач?
Сам принцип оплаты аналитических сессий позволяет напрямую включать в игру денежный вопрос. Когда человек сам решает сколько ему платить, он очень многое может для себя прояснить по поводу ценности того, что он получает.
 Он может сам добавлять получаемому ценность. Экономика товарно-денежного обмена, это экономика анти-отношений, потому что когда за всё точно заплачено, то точно никто никому ничего не должен. Отсутствие долговых обязательств подчёркивается самим фактом оплаты аналитической сессии, также как отсутствие фиксированной таксы обеспечивает сохранение режима особых отношений между аналитиком и анализантом.  

Список литературы:

Маркс К. «Капитал» т.1
Батай Ж. «Проклятая доля» (1949)
Фуко М. «Лекции о воле к знанию» (1970-71)
Фрейд З. «Характер и анальная эротика» (1908)
Лакан Ж. (1957-58). Семинары, Книга 5 «Образования бессознательного»
Лакан Ж. (1962-63). Семинары, Книга 10 «Тревога»