Эдип. Мифо-логика смысла.

«свободный от вульгарных предрассудков и полный своих собственных»
Дэвид Юм

Сгущение и смещение

Конечно же Вы, читатель, скользящий взглядом по этим буквам, уже распознали какие 2 небезызвестные пружины сообщали нашему коллективному процессу ход. Да, мы сгущали, и да, мы смещали. Мы старались не засыпать в «реальности», мы старались сновидеть этот миф.

 

Анти-Эдип — уместным представляется припомнить несуразицу претензий Делёза и Гваттари к Фрейду, заключённых в этой приставке «анти-». Ведь согласно их тексту, протест против репрессии функционирует как учтённая изначально характеристика системы. Такой протест участвует в образовании системы, и проявляясь, только укрепляет её жизнеспособность. Конечно, несуразица может быть представлена таковой только для поверхностного взгляда. И можно предположить, что Делёз с Гваттари в чём-то делали ставку на это видимое противоречие своей акции противостояния фамилиальности в форме вызова отцовской фигуре. Однако, как бы могла сыграть такая теоретическая ставка осталось сокрытым для моего сновидческого процесса в этот раз.

 

Эдип-отброс Софокла – ниcходящий с вершины своего величия в царство Деметры через упокоение в роще Эриний, «на трёх ногах» — с посохом странника, сопровождаемый своей дочерью от инцеста Антигоной, ослепивший (кастрировавший) сам себя, получивший взгляд Тиресия, познавший Истину, исполнивший Судьбу.

 

Работа с темой происходила в русле исследования многих граней мифологического сюжета, с различных уровней и точек зрения. Форма группового процесса располагала к ослаблению оформленных в убеждения предвзятостей и снимала необходимость однозначности хода. Так, в уникальном сочетании времени, места и обстоятельств семинара мифо-логика Эдипа заплела в опыте коллективного сновидения линии индивидуальных сюжетов участников, представ также в рисунках общих смысловых штрихов, которые, впрочем, могут быть истолкованы, как образы сна (за)веду(ю)щего.

9-10 августа 2013 года в Израиле с самого начала семинара я впрямую обозначил свой интерес: исследование альтернативы героическому, ориентированному на разгадывание загадок и преодоление Судьбы мировозрению. Практически. На «теле» семинара. В начале второго дня группа «завалила батю», меня «низвели» до положения участника, обязанного пройти свой личный процесс. Я сам и представить себе не мог возможности подобного исполнения, да и оценил не сразу.

Эдип-Царь Софокла – герой, идёт до конца, безукоризненно логичен и последователен, мастер разгадывать загадки. Живёт под гнётом страха исполнения пророчества (своей судьбы).

Вообще-то, Эдип не разгадал загадку Сфинги. Судя по всему, Эдип не смог разгадать как ответ себя самого. Судя по всему, Сфинга и не ждала правильного ответа, а ждала правильного претендента. Это очень ёмкий разворот восприятия подобных эпизодов, прошу обратить внимание.

Ослеплённый светом сознания, видит только поверхностный, плоский срез реальности, и рассчитывает на возможность решения проблемы путём обнаружения и устранения внешней причины. Эдип устанавливает с помощью дельфийского оракула единственность причины эпидемии в Фивах. Эта линия в сюжете трагедии отлично иллюстрирует основную функцию симптома, которая заключается в том, чтобы непредсказуемо далеко отстранять сознание от ядра-источника беспокойства. Софоклом представлена модель аналитической процедуры. Пытаясь отстранённо разрешить проблему полиса (симптом), Эдип встречается с реальностью в пунктах: 1. причина эпидемии он сам; 2. пророчество исполнилось; 2.1. он убил отца; 2.2. он лег в постель с матерью. Хочу заметить, в терапии такая трагедия принципиально недопустима, терапия лечит полис (симптом), тем самым способствуя спасению от встречи с Желанием.

Образование имени Эдип. Один из вариантов — про опухшие лодыжки, второй — про способность видеть. Софокл переплёл эту двоякость с той булавкой, которая принадлежала Иокасте, которой были проколоты обе лодыжки и выколоты оба глаза Эдипа.

Достаточно трудно оценить насколько велик пласт послания Софокла, недоступный без знания древне-греческого языка, без понимания социального устройства и культуры той эпохи. Однако, бесспорной остаётся пробуждающая сила этого произведения искусства. Этот импульс много раз сработал в истории человеческой мысли. Импульс проснуться в свой сон об Эдипе.

Форма группового процесса созревала уже некоторое время, и приобрела конечные очертания именно на этом семинаре в Притоне Благородных Сердец. Отпуская технические подробности, практическую часть можно охарактеризовать как коллективное сновидение в проживании принятых изначально образов, с последующим толкованием и разбором теоретических версий. Последовательное исследование в Притоне (БС) фаз аутоэротической и нарциссической привело в Фивы, в полис, поражённый мором. В Котёл попал Эдип.

Эдип Фрейда «Если Царь Эдип в современной аудитории вызывает не менее глубокие чувства, чем у древних греков, единственно возможным объяснением этого явления можно считать…что, должно быть, внутри каждого из нас существует голос, готовый признать неотразимую мощь судьбы в Эдипе.. Его судьба трогает нас только по тому, что она может стать нашей собственной, ведь оракул еще до рождения отметил нас печатью того же проклятья, которое лежало на нем».

Стоит обратить внимание на серьёзные претензии в адрес состоятельности психоаналитической теории именно в части эдипова комплекса. Моду на критику достоверности основ эдипова комплекса в поле антропологии или истории, или совсем наивные указания на то, что мол Эдип не знал–не ведал что творил, и какой после этого может быть комплекс? ….. В общем, такой уровень обсуждения мысли Фрейда стал дурным тоном ещё в 20 годы прошлого столетия.

Фрейд видел свой сон во сне Софокла. И если сон Софокла был про полис, про демократию, про культуру и гражданское общество Древней Греции, то сон Фрейда был про устройство человеческой психики – это как минимум, или как максимум – про иной, не открытый доселе способ мыслить.

Мысль Фрейда не заботит ребус «что такое отец – что такое мать – и как с этим бороться». Комплекс – это не способ решения психологической задачи. Комплекс – это средоточие либидо, очертание заполняющего субъект наслаждения, с которым
тот не знает, как поступить. Эдипов комплекс про нехватку, невосполнимую потерю чего-то наиболее ценного для бытия. Эта логика кастрации и подозревалась Фрейдом, как универсальная.

Однако, следует признать право неблизких психоаналитической мысли интеллектуалов видеть свои сны. И вдохновившись великим сном Фрейда, растащить его потенциал на третьесортные суррогаты. Вообще-то, и в этих треугольных фельетонах про отношения случаются занимательные сюжеты, но полезно иметь ввиду картографию сновидческого пространства темы. И тем более, является опрометчивым, вступив не территорию букволомства и дуболизма настаивать на её хлипких основаниях.

9 апреля 2011 года пытаюсь понять толкование Лаканом тактов эдипова комплекса в его структурирующем или образующем барированного субъекта измерении. Запись на моей стене в Контакте: Если сильно просто, то сначала 1-ый этап эдипова комплекса: ребёнок, стремится стать фаллосом, как тем, чего не достаёт матери. этот фаллос — воображаемый; 2-ой этап: ограничение матери доступа к фаллическому объекту (ребёнку) воображаемым отцом через уважение матери к инцестуозному табу; 3-ий этап: табу накладывается на ребёнка, посредством включения его в порядок символического. т.н. кастрация путём идентификации с символическим фаллосом (короче, принятие Закона, с господствующим означающим).

Эдип Лакана — от трагедии Эдипа к комедии фаллоса. Логика кастрации является
логикой, определяемой законами означающего, вызывающей эффект потери и
приобретения, и вынуждающей субъект взять на себя ответственность за своё
наслаждение, используя в качестве инструментов идентификационные знаки отличия,
полученные от Другого. «Я утверждаю, что все вопросы, связанные со
свойственными Эдипову комплексу тупиками, могут быть разрешены, если рассматривать вмешательство отца как замену одного означающего на другое означающее»

Там, где остальные означающие только и могут, что репрезентировать субъекта
для другого, в мире означающих – Имя Отца, пришедшее на смену означающего «Желание Матери» и приказавшее ему оставаться в тени, как раз и будет совершать работу: репрезентировать субъекта и его желание.

«Вы обладаете фаллосом как обещанием, обещанием желания, обещанием, что ваше желание чего-то да стоит, «монета желания Другого». Но это – обещание без всякой гарантии».

Вот приснилось человеку, так приснилось!

Время: прошлое так же вероятностно, как и будущее

Следует отметить, что взяв в основу измерение времени, мы изначально задали его ход поступательным или стадиальным. То есть, обнаружили предрасположенность своего суждения о прогрессивности развития, в нашем случае, мифологического персонажа по имени Эдип. То есть, рассуждали примерно так: вот, когда-то там был он «архаический Эдип», потом «Эдип Софокла», потом «Эдип Фрейда», потом «Эдип Лакана», потом докатились «анти-Эдипа» Делёза и Гваттари, и спрашивается каков он сейчас, этот обобщёный, куммулятивный персонаж в нашем сне?

Так вот, последующее толкование этого сновидения, убедительно преподнесло очевидность несостоятельности идеи стадиальности развития. Конечно же мы пришли к суперпозиции, взаимному наложению, одновременному присутствию и актуальности Эдипов разных эпох. Другими словами к пониманию функционирования в психике фаз, но не стадий. Применительно к измерению времени, это можно обозначить как то, что обращаясь к историчности, мы не претендуем на «объективность», припоминая прошлое актуальностью, сконструированной из настоящего.

Архаический Эдип – сезонный Царь, чужестранец, убивающий отслужившего свой срок предыдущего мужа Великой Богини-Матери. Женщина – не символ власти, она и есть власть (и сила). Исполнивший служение жрец принимает от рук пришельца благословение на избавление от старости. Благословение на продолжение неувядающей жизни в иных формах, так чтобы будущие его воплощения произрастали не из чахлого, иссушенного старостью материала. Смерти нет. Страха нет. Убийства отца нет. Инцеста нет.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]