Путеводитель

Предуведомление! Ниже речь пойдёт о психоанализе и о «субъекте», к которому лично Вы можете иметь весьма далёкое отношение, но, возможно, кое-что покажется Вам чуть ближе.
Видеоверсия путеводителя здесь

1. Что субъекта привело?

       1.1 просто интересно
       1.2 самопознание/поиск себя
       1.3 конкретная проблема
       1.4 профессиональное развитие

2. Субъект хочет что-то в своей жизни изменить?

       2.1 да
       2.2 нет
       2.3 не знает
       2.4 хочет, но не знает, что именно

3. Наиболее актуальный для субъекта вопрос

       3.1 отношения с другими людьми
       3.2 самореализация
       3.3 внутренние сложности
       3.4 здоровье
       3.5 деньги

4. Что в психоанализе важнее?

       4.1 чувства
       4.2 разум
       4.3 осознанность
       4.4 гармония
       4.5 любовь

5. Психоанализ это

       5.1 долго?
       5.2 дорого?
       5.3 от ума?
       5.4 всё про секс?
       5.5 как делается?
       5.6 чем отличается?
       5.7 чем полезен?
       5.8 к чему ведёт?
       5.9 что делает аналитик?
       5.10 как научиться?
       5.11 Фрейд устарел?

1. Что субъекта привело?

      1.1 просто интересно

Уже детстве человек проявляет любознательность по отношению к себе самому и к окружающему его миру. Ранняя исследовательская деятельность ребёнка становится основой для всех дальнейших культурных достижений человека. Если у субъекта сохранилась восприимчивость и стремление к новому познанию, то это его безусловный актив.
Живой интерес всегда способствует мышлению и творчеству. Конечно, психоанализ может субъекта увлечь, и даже стать постоянной его страстью, но и потребует со временем по-настоящему взрослого подхода.
Также стоит отметить, что именно такой, наиболее нейтральный запрос, имеет порой наиболее веские основания, которые на уровне сознания способны быть проявлены лишь как «простой интерес». Другими словами, часто на деле всё оказывается не так просто.

      1.2 самопознание/ищет себя

В некотором смысле, психоанализ, действительно, следует девизу над входом храма Аполлона в Дельфах. С учётом лишь той важной подробности, что познанию подлежит ограниченность своего сознания, и познавать себя предстоит, как субъекта бессознательного. Психоанализ – это практика познания непостижимости, но не погони за всезнанием.
Второй важный момент касается режима «само». В психоанализе, самопознание, как и самоласкание связывают с наслаждением идиота. Анализ возможет только в отношениях с другим, никакого самодостаточного режима не предусмотрено.
В психоанализе не ищут, но находят истину своего желания. Тот «себя» которого субъект ищет скорее уводит его в другую сторону, поскольку, как правило, этот «себя» представляет собой нагромождение привнесённых образцов, чуждых сутевой истине субъекта.

      1.3 есть конкретная проблема

Конкретный запрос субъекта может послужить хорошей отправной точкой.  Однако, скорее всего, со временем, этот важный вопрос просто потеряет актуальность. Дело в том, что чем более чётким и осознанным пониманием проблемы обладает субъект, тем менее эта конкретная проблема приближена к истинному ядру его симптоматики. Сознательные представления исполняют функцию комуфляжа и нет смысла наводить дополнительный марафет там, где требуется реконструкция на уровне структуры. Начальное понимание проблемы важно не только как подходящая для сознания причина, или мотив чтобы отправиться в путь, но и как путеводная нить, которую ни в коем случае нельзя перерезать (то есть нельзя просто купировать беспокойство посредством внушения, как это происходит при прямой работе с сознательным запросом в психологии и психотерапии).
В психоанализе предельно важно то, что беспокоит субъекта и то, о чём он говорит, но вовсе не потому, что аналитик собирается решать те проблемы, о которых идёт речь. Психоанализ ориентирован на гораздо более серьёзные цели.

      1.4 профессиональное развитие

В плане «повышения квалификации» специалиста «помогающих профессий» психоаналитическая практика предельно категорична. По словам Фрейда психоанализом нельзя пользоваться как очками, то есть овладеть и использовать при случае, как дополнительный инструмент в арсенале многофункционального психомультисуперпрофи.
Обычно в течение какого-то времени после знакомства с психоанализом сохраняется иллюзия комплементарности. И действительно, поначалу многое кажется полезным и созвучным, но по мере продвижения в теории и в клинике появляются чёткие и принципиальные критерии для различения.
В любом случае, интерес к психоанализу можно только приветствовать, но нужно учитывать, что без длительного практического погружения составить более-менее достоверное представление «со стороны» нельзя.

2. Субъект хочет что-то в своей жизни изменить?

      2.1 да

Утвердительная форма сознательного намерения субъекта вызывает вопросы. Почему он так уверен? Действительно знает, что именно хочет поменять? Почему именно сейчас пришла пора что-то менять? Если субъект сейчас понимает, что перемены нужны ему просто потому что «так больше жить нельзя», то всё-таки его вариант ответа на это вопрос будет каким-то из тех, что ниже.
А если субъект всё так же уверен в чётком понимании необходимых для него перемен, ему стоит заглянуть в третий вариант ответа на первый вопрос.
Добиться путём внушения и прессинга неких жизненных изменений дело не хитрое. По этому пути субъекта проволокут без лишних вопросов. Но в итоге бросят там, где ему не надо. И субъект захочет новых перемен.
В психоанализе не важна сознательная декларация желания перемен. Аналитик сопровождает уже происходящую помимо сознательной воли субъекта перемену. В анализе не нужно пыхтеть и оправдывать чьё-то доверие, меняясь «в лучшую сторону».

      2.2 нет

Пожалуй, это наиболее достоверный ответ с точки зрения принципа удовольствия, согласно которому психика человека ориентирована на возврат к состоянию покоя. Проще говоря, в действительности, субъект всегда ищет умиротворения и стабилизации своего состояния, и никогда не хочет что-то менять. Необходимость внешних перемен всегда продиктована неочевидной для самого человека жизнью его влечений – подвижками на уровне внутреннего, бессознательного процесса. Глупо апеллировать к сознательной воле человека, а внушать ему надобность во что бы то ни стало измениться, стимулировать и назидать, – это ещё и тупо.
Если у субъекта нет сознательного намерения что-то менять, но он тем не менее приходит к аналитику или интересуется психоанализом, то перемена уже происходит.

      2.3 не знает

Весьма возможно, что этот ответ относиться к желанию субъекта не только перемен, но чего бы то ни было вообще. И может быть так, что именно в этой утраченной способности желать весь вопрос субъекта и состоит. Может быть происходит так, что он застыл в окружении массы возможных альтернатив, и не может совершить выбор и сделать шаг. Может быть происходит так, что субъект не знает своего желания, но способен лишь присвоить себе желание другого. Ответ «не знаю» себя и своего желания может указывать на грань отсутствия субъекта. Психоаналитическая работа направлена на практику себя в образовании себя, как желающего субъекта, и со временем тревожная истина желания приоткрывается.

      2.4 хочет, но не знает, что именно

Наиболее открытая для аналитической работы форма ответа. По большому счёту, человек никогда не знает, чего именно он хочет, важнее что есть само желание. Психоанализ помогает обнаружить, что все воображаемые и реальные объекты, или перемены вовсе не являются конечными целями влечения. Погружение в практику психоанализа открепляет от одержимости, навязанной стремлениями чем-либо обладать и что-либо изменить. Все лучшие приобретения и перемены случаются сами собой, попутно.

3. Наиболее актуальный для субъекта вопрос

      3.1 отношения с другими людьми

По мнению Фрейда, отношения с людьми – это наиболее опасная и болезненная для человека сфера душевной жизни. Пожалуй, именно отношениями психоанализ занимается в первую очередь. От того какую позицию субъект занимает в отношениях с другими людьми зависит вся его жизнь, причём он сам крайне редко отдаёт себе отчёт в том, почему именно из такой позиции он взаимодействует с другими, почему именно таким характером обладают его взаимосвязи, и какие всё это имеет для него последствия. Психоанализ способен повлиять на позицию в отношениях, и сделать её по-настоящему своей.

      3.2 самореализация

Путь поиска своего дела в наше время загромождён массой явных и скрытых предписаний. Как правило, начальной задачей анализа становиться освобождение от ограниченных и шаблонных представлений о возможных направлениях реализации. Далее субъекту становиться проще распознать направление для своего собственного становления. Психоанализ сопровождает на этом нелёгком пути обнаружения и следования своему желанию.

      3.3 внутренние сложности

Внутреннее напряжение или даже душевное страдание, которое не имеет внешних видимых поводов, часто становятся причиной обращения к аналитику. Как правило, субъект с такого рода запросом имеет незаурядный уровень интеллектуального развития и/или оказывается близок к статусу «белой вороны» в обществе. Психоанализ имеет перспективу при условии, что будут преодолены особенно сильные в данном случае первичные сопротивления, возникающие на пути регулярного производства речи для аналитика. Тогда хватка симптома и эффекты общего торможения ослабевают, и субъект возвращает себе ту часть душевных сил, которая необходима для преобразований не только внутренних, но и внешних.

      3.4 здоровье

Иногда проблемы со здоровьем физическим дают начало сбоям душевных процессов, иногда наоборот. Очень часто психический симптом пользуется физиологически обусловленным поводом, и в итоге, в патогенном содружестве одно поддерживает другое. Психоанализ не является панацеей от всех телесных недугов, но полагаясь на опыт, можно с уверенностью сказать, что особая речевая практика имеет выраженный терапевтический эффект. Выглядит так, что субъект даже не подозревает насколько крепко связано тело с бессознательным, и насколько воздействие сказанного слова может быть материальным.

      3.5 деньги

Вопрос денег, как правило, заводит в непредсказуемом направлении. Совершенно нельзя предугадать заранее какое значение приобрели деньги в истории каждого отдельного субъекта. Деньги являются максимально удобным прикрытием гораздо более насущных, и менее привлекательных для решения проблем. Другими словами, в процессе анализа довольно быстро выясняется, что дело и не в деньгах, и не в их количестве. Тогда появляется возможность заняться действительно важными вещами, и со временем, попутно, сгладить остроту денежного вопроса.

4. Что в психоанализе важнее?

      4.1 чувства

Чувства появляются только в свете сознательной оценки, то есть сами по себе ничего не говорят о бессознательном процессе. Психоанализ непременно имеет дело с областью чувств, но ровно в той степени, в которой она становится поводом для слов. Как правило, в процессе анализа из беспорядочной и беспокойной пучины чувств происходит кристаллизация структуры субъекта. Другими словами, психоанализ не про драму, но про катарсис – про очищение от амбивалентности воображаемых, переполненных чувствами отношений с другим, как с собственным двойником, и переход к отношениям с другим, который имеет право быть абсолютно иным.

      4.2 разум

Если понимать разум как способность критически, трезво мыслить, то психоанализ способствует именно такому стилю мышлению. Если понимать разум как способность всё понять, всё оценить и измерить, и, в конце концов, взять под контроль, то психоанализ на стороне Ап. Павла: «ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1Кор.1:19). С точки зрения психоанализа, человек разумный способен опираться на собственное недоразумение и пытается контролировать лишь собственную глупость.

      4.3 осознанность

Глубоко заблуждаются те, кто считает психоанализ путём осознания бессознательного. Фрейд чётко показал, что бессознательное принципиально неосознаваемо. Дело только в том, чтобы научиться с этим быть. Сознание является единственным светочем в деле понимания нашей человеческой природы, но ни в коем случае нельзя преувеличивать его значение и приравнивать психику человека только лишь к её сознательной части. С точки зрения психоанализа, стремиться к осознанности означает преследовать иллюзорный и губительный для настоящей душевной работы идеал. Психоанализ помогает сознательной части субъекта спуститься с фантазийных высот на твёрдую почву жизненного опыта.

      4.4 гармония

Сказки про гармонию обещают эру безлимитного наслаждения и полной удовлетворённости. Человек таким образом мечтает о покое, и, тогда как смерть ещё нужно заслужить, зачастую упокаивается ещё при жизни, погружаясь в грёзы приближения к совершенству и полной гармонии. Субъект психоанализа в самой своей сердцевине имеет сбой, зияние, нехватку. Именно этот неустранимый зазор подталкивает субъекта желать и жить. Психоанализ беспокоит, помогает субъекту иметь дело со своей нехваткой, то есть пробуждает и помогает преобразовывать тревогу в действие, помогает желать и жить.

      4.5 любовь

Любовь в психоанализе – это самое важное. Но ещё важнее очистить это понятие от наивных и воображаемых представлений, чему, собственно, субъект и посвящает свой путь в психоанализе. Любовь – это то, что связывает людей на уровне обмена неизмеримым и бесценным даром, в чём и состоит подлинная суть человеческих отношений. Психоанализ – это практика отношений любви.

5. Психоанализ это

      5.1 долго?

Если по-настоящему, то на всю жизнь. Психоанализ – это радикальная и необратимая смена способа мыслить и творить. Попробовать можно любой интервал: от нескольких минут до нескольких лет. В бессознательном времени нет.

      5.2 дорого?

Бесценно. Поэтому, максимально дорого. Как минимум, ощутимо дорого, иначе это просто не серьёзно и можно не начинать. НО определить размер оплаты может только сам субъект, исходя из своей текущей ситуации. Как минимум, этот вопрос обсуждается.

      5.3 от ума?

Ум анализу мешает и даже противостоит. Задача субъекта в психоанализе – обмануть свой ум и найти возможность удивиться. В процессе речевой практики важно найти лазейки и выйти из лабиринтов умо заключений. Психоанализ помогает избавиться от излишков ума.

      5.4 всё про секс?

Всё, что субъект слышал про сексуальную теорию Фрейда, является тупым враньём, сам Фрейд такого не писал. Сексуальность, о которой писал Фрейд имеет совершенно иной смысл. С точки зрения психоанализа, секса в человеческих отношениях нет. Сексом человек занимается строго сам с собой, даже если в этих телодвижениях участвует ещё кто-то. Людей связывает любовь, ею и занимается психоанализ.

      5.5 как делается?

Двумя путями: 1) индивидуальный анализ (со стороны очень похоже на обычный разговор) и/или 2) чтение и обсуждение аналитических текстов. Второй путь оказывает действенный эффект, поскольку психоаналитическая теория организована особым несистематизированным образом. В череде безуспешных попыток понять и выразить своими словами недопонятое, субъект пропитывается психоаналитическим стилем мышления. «Делать анализ» означает продвигаться по одному из эти путей или по обоим сразу.

      5.6 чем отличается?

Психоаналитик работает своим незнанием. В этом состоит этика его позиции – не оценивать, не советовать, не вмешиваться. Он старается не опираться ни на знания, ни на опыт, ни на идеалы, чтобы дать субъекту шанс приблизиться к истине своего особого и неповторимого желания. Психоанализ принадлежит к числу тех редких практик, где не колдуют, но расколдовывают, не дают новые рецепты и понимания, но отнимают иллюзии и чужеродные убеждения.

      5.7 чем полезен?

Выводит из токсичных и созависимых отношений. Избавляет от тревоги и хронической усталости, нормализует артериальное давление. Атакует панические атаки, прессингует депрессию, меланхолит меланхолию. Эффективно защищает от абьюзеров, психопатов и перверзных нарциссов. Взвинчивает духовные вибрации, подключает к потокам светоносных существ, ставит на гарантию заботы от Галактики и от Вселенной. Прокачивает женственность и сексуальность, избавляет от импотенции и фригидности. Гарантированно приводит к благополучию и процветанию, успеху в делах. Ликвидирует венец безбрачия, порчу, сглаз, проклятья рода и прошлых жизней. Нивелирует родовые травмы и последствия драк в яслях и детском садике.
Психоанализ избавляет от необходимости всем этим морочиться. Другими словами, разморачивает.

      5.8 к чему ведёт?

Психоанализ никого ни к чему не ведёт. Направление выбирает субъект, делающий анализ. Психоаналитик помогает субъекту выйти из воображаемых дебрей и массовых бредней, помогает выбрать свой путь, и поступать по нему самостоятельно. Иногда пункт назначения оказывается довольно понятным, типа восстановленной способности любить и работать, но бывает, что намечаются совершенно неожиданные ориентиры, и начинаются настоящие удивительные приключения.

      5.9 что делает аналитик?

Особым образом слушает речь субъекта в анализе, старается расслышать то, что в своих же словах не слышит сам субъект. Аналитик поддерживает особый тип отношений с субъектом, и в рамках этих отношений у последнего открываются шансы повлиять на душевные процессы на их структурном, бессознательном уровне.

      5.10 как научиться?

Никак. Научиться психоанализу невозможно. Учебники по психоанализу – это филькина грамота. А университетские программы за редчайшим исключением – мартышкин труд. В России, в стенах учебных заведений, толковых теоретиков считанные единицы, а практиков ещё меньше. По моему опыту обучения и по отзывам других студентов в сфере обучения психоанализу у нас царит полнейший мрак. К сожалению, живой интерес к психоанализу горе-преподаватели и горе-практики извращают сразу же и на корню. В итоге, в больших количествах и с большим апломбом плодятся жуткие и опасные для людей гибридные монстры недопсихотерапевтыпсихологипсихоаналитики.
Анализ нужно делать. И точка. Проходить самому, читать и обсуждать тексты, приносить свои случаи в толковый контроль, уезжать на учёбу и стажировки во Францию. И не торопиться.

      5.11 Фрейд устарел?

Благодаря Лакану мы только начинаем понимать какую перспективу наметил для нас Фрейд. Похоже, что постижение фрейдовской мысли – это дело будущего. Господа последователи Фрейда, для которых он устарел, ушли очень далеко и надёжно заблудились в дебрях своих новых теорий. Однако, первое что им следовало сделать, это взять предложенную планку, и подняться на принципиально иной уровень психоаналитического мышления, предложенного Фрейдом. Чтобы в этом убедиться достаточно только читать, обсуждать и делать психоанализ, но недостаточно судить о психоанализе по заголовкам постов в фейсбук.