костяк лечения

три лекции Жака-Алена Миллера, посвящённые сути психоаналитического предприятия Жака Лакана

в этом тексте ЖАМ превзошёл себя самого в точной и лаконичной манере изложения всей перспективы лакановского учения и его истоков в поле фрейдовской мысли

знакомство с этими лекциями будет полезно как для первого знакомства, так и для продвинутого этапа постижения психоанализа Фрейда-Лакана

материалы курса включают в себя:
— перевод текста на русский
— видеозаписи трёх мероприятий-обсуждений
— три видео-дневника по каждому мероприятию

чтобы узнать условия доступа к материалам напишите в ТГ по адресу @peremenznak название курса «Костяк лечения»

три цитаты:

На аналитическом пути возникает камень речи, связанный с полом.  Лакан добавляет, что этот камень вполне может быть драгоценным, и называет его греческим словом agalma (агальма). Мы приветствуем того, кто запрашивает анализ без предубеждений, без предрассудков, без багажа знаний, без заученных фраз. В начале пути его речи с ним есть только мы. И все же он приходит, потому что, следуя своим путём, он споткнулся, потому что в этот момент он встретил камень. Мы приглашаем его говорить, и то, что направляет наш слух – это то, что в пути его речи есть кость. Мы ожидаем – возможно, это единственное ожидание, которое мы можем себе позволить, – что эта речь будет вращаться вокруг своей кости, по спирали, прижимаясь все ближе и ближе, пока не выявит её форму. Именно эта метафора вплетена в тексты Лакана везде, где речь идет об окружении, сжатии, формировании поворота.

У Фрейда влечение – это стык психического и соматического, тогда как у Лакана симптом это связь означающего с телом. Существенная разница в том, что для Фрейда влечение это миф, тогда как для Лакана симптом реален. Не стоит делать из реального симптома лозунг, не принимая в расчёт, что это точно соответствует мифическому характеру влечения у Фрейда.

Чтобы проиллюстрировать это, добавлю, пользуясь подсказкой Лакана, что партнёр-симптом мужчины имеет фетишистскую форму, а партнёр-симптом женщины – эротоманическую. Это можно услышать в свидетельствах passe: мужчинам изначально нужно разрешить вопрос фантазма, фетишистской формы, которую их фантазмы навязывают партнёру, тогда как parlêtres женского пола в своём анализе имеют дело с вопросом любви, а это и есть эротомания. Подобно тому, как Альфред де Виньи написал «Женщина получит Гоморру, а мужчина – Содом», скажем, что мужчина получит фетиш, а женщина – эротоманию.