Любовь и богатство

и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши,
нежели богатому войти в Царство Божие
Мф. 19:24

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное
Мф. 5:3
Например, в первом блаженстве (Мф. 5:3) нищета духом сказана именно в прямом смысла когда я лишусь самого высокого, что имею, не только душевного, но и духовного, тогда Бог дает мне еще более высокое — Себя Самого
Друскин Я. Видение невидения

любить – я вам это твердил всегда и в справедливости моих слов вы могли убедиться на каждом шагу – это давать то, чего не имеешь [Лакан иногда дополняет эту формулу: «тому, кому это не нужно«]: нельзя любить не выдавая себя, даже если имеешь, за неимущего. Любовь как ответ предполагает область не-имения [здесь по-русски можно уловить экивок противопоставления любви отношению обладания-имения-поимения объекта в рамках анально-садистической организации либидо].

Это придумал не я, а Платон – это Платон поведал нам, что только бедность, Пения [мифологическое олицетворение нужды, нехватки], может зачать Эрота, только у неё может родиться идея забеременеть им в вечер пиршества [в семинаре Лакан подчёркивает, что Платон конструирует этот сюжет, а не заимствует его в мифологии – больше нигде эта история так не звучит]. Ведь давать то, что имеешь – это и есть как раз не любовь, а пир, празднество [здесь разоблачаются нью-эйдж ориентиры на проявления щедрости и «празднование жизни» – оказывается, что это вовсе не про любовь].
(…)
Короче говоря, для аналитика ясно, что богатому полюбить трудно – о чём один аналитик [!] из Галилеи походя уже нам поведал.
(…)
… богатство ведёт к бессилию [с большой долей вероятности Лакан имеет ввиду и половое бессилие в том числе, как следствие пресыщения, угасания желания]. Мой долгий опыт аналитика говорит о том, что этот факт можно считать доказанным. А это многое, как-никак, объясняет. Необходимость, к примеру, идти окольными путями. Богатый, будучи богат, вынужден покупать. И чтобы наверстать упущенное, восстановить своё могущество, он пытается, покупая, сбить цену. Он делает это сам, для своей же пользы. Самый простой способ добиться этого – не платить. Именно так пытается он порой окольными путями спровоцировать то, что никогда не сможет приобрести прямо – желание Другого [в этом причина самой позиции богатого, которая со стороны выглядит как жадность – на самом деле, недоплачивая, богатый таким образом вызывает у другого нехватку, другими словами, находит парадоксальный способ «приобрести» желание другого, нехватку которого испытывает сам (в этом смысле богатый бессилен), в силу своего богатства].

Лакан Ж. Семинары, Книга 8 Перенос (1960-1961) –
М.: Гнозис, Логос. 2019, С.387-388