Для организаций
Организация, как совокупность отношений говорящих существ, представляет особый интерес для психоаналитической практики. Психоанализ располагает особой точкой зрения на душевную механику коллективных процессов, которая до сих пор остаётся абсолютно игнорируемой популярными тенденциями «работы с сознанием».
Сложность освоения инициативы Фрейда в работе с организациями связана с неизбежной необходимостью деконструкции устоявшегося фундамента ценностей потребления в капиталистической модели общественного устройства. Поскольку анализ направлен на превращение человека из объекта нормального обыденного существования в субъект мира желания с конституционно присущим такому субъекту правом на неповторимость. В общем, можно сказать, что субъект «делающий анализ» очеловечивается, иначе говоря, одушевляется, что слабо согласуется с системой измерения эффективности работы современной организации.
Психоанализ, будучи дисциплиной, шагнувшей далеко за край передовых достижений науки, может быть интересен, прежде всего, для организаций инновационного стиля мышления, которые ищут новые формы ведения дел, которые готовы возделывать почву альтернативного поля отношений между людьми. В истории земных цивилизаций, экономика, свободная от диктата выгоды потребления, не является чем-то доселе невиданным, но, похоже, пришло время для того, чтобы человек заново переоткрыл ценности культуры, мышления и творчества. Психоанализ, появившийся в разгар кризиса субъекта современности, сейчас, является наиболее актуальным ответом и возможным выходом.
За счёт ослабления хватки невротических симптомов, субъект «делающий анализ» становится всё более способным жить и желать, появляется возможность найти свой интерес и мотивацию, коренным образом пересмотреть саму свою позицию в деловых и личных отношениях. Аналитическая процедура открывает перспективу креативных и точных действий в условиях кризиса, неопределённости и ограничений. В проработку попадают причины тупиковых ситуаций на уровне бессознательного отдельных участников организации, поэтому предполагается предварительная готовность к пересмотру базовых убеждений и приоритетов, таких как нацеленность на результат, прибыль, эффективность. Перечисленные для примера ценности сохраняют свою значимость, но лишь в статусе попутного эффекта, по той причине, что поставленные во главу угла, как правило, именно они служат основой индивидуальной и коллективной симптоматики.
В погоне за эффективностью-прибылью-результатом-здоровьем-счастьем-успехом современный человек оказывается не способен критически отнестись к происхождению всех этих категорий на почве товарно-потребительского способа выстраивания отношений. Проще говоря, мало кто спрашивает себя: «с какого это перепугу я участвую в этой гонке?». Цели кажутся ясными и необходимыми, усилия и затраты оправданными.
По-настоящему ограничены исходными постулатами руководители групп и организаций — способ мышления этих, во многом талантливых, людей буквально вмонтирован в систему обыденного сознания. Понятно, что таков выбранный человеком способ как-то справляться со своей жизнью, и дело не в том, чтобы его оценить. Дело в том, что актуальность капиталистического уклада отступает, и формируется интерес к иному способу взаимодействия с собой и с другими.
Чем в новых условиях психоанализ (не) может помочь организациям? На этот вопрос можно начинать отвечать не раньше, чем совершить принципиальный ход назад, на позиции происхождения современного образа введения дел. Необходим анализ симптома. Готовность к подобного рода работе является условием, причём для аналитика. Пациенту-руководителю-организации для начала абсолютно достаточно его, этот симптом иметь. Но если «аналитик» входит в работу в позиции авторитета-члена-организации и предоставляет разрекламированный, оплачиваемый продукт, то это что угодно, кроме психоанализа.
Гипотеза
Подавляющее большинство современных «психоаналитических» подходов к работе с организациями размещены в пределах «господского» и «университетского» дискурсов (по Лакану), а вернее говоря, находятся в позиции обслуживания «капиталистического» дискурса. Проще говоря, консультант производит воображаемые (реальными) эффекты, «действенность» которых внушается силой власти собственного авторитета и/или силой власти теории-знания. Необходимость доказательства своей состоятельности возникает у консультанта по причине размещения его самого в системе товарно-денежных отношений. Консалтинг обязан вписываться в параметры продукта, соответственно располагаться в отношении координат выгода-эффективность, поле которых задаёт только уровень явного запроса организации.
Под давлением такого положения дел, психоанализу остаётся место на уровне содержания слов в консультационных методиках, но не на уровне соответствия сути подхода. В целях «адаптации» под реалии рынка психоаналитическая теория выхолащивается (в исконном смысле этого слова), потенциал сложности и противоречий, заложенный Фрейдом остаётся не востребованным. А практика современных консультантов при всём своём обилии и востребованности ошибочно полагает себя психоаналитической.
Цели
· производство психоаналитического дискурса;
· актуализация психоанализа Фрейда для сопровождения процесса глобальных изменений в ценностных ориентирах общества через работу с политическими организациями и бизнес-структурами;
· генерация моды на культуру мышления и творчества.
Задачи
· критическая разработка изначально заданных установок обыденного сознания в бизнесе на замеряемость, результат, эффективность, успех;
· исследование альтернатив институциональной работы в условиях соблюдения аналитической позиции в групповых/организационных/социальных процессах.
Теоретическая база
В абсолютном приоритете тексты Фрейда, как изобретателя иного типа дискурса (по Фуко) — через процедуры толкования, в основном, в измерении, на наличие которого указал Лакан. Дело в том, что мысль основателя психоанализа настолько «разомкнута» и революционна, что мало кому при встрече с ней удалось избежать срабатывания механизмов «вторичной обработки», после надёжного действия которых остаётся результат понимания «точного и однозначного».
Лакан остаётся одним из немногих, если не единственным, кому удалось наиболее близко подойти к написанному Фрейдом «между строк» при этом строго по буквам Фрейда. То есть в теории Лакана более интересно не её содержание а сам подход, который он открывает к толкованию текстов Фрейда.
Другие авторы, обращение к которым выглядит обязательным: Маркс (теория капитала), Деррида (деконструкция и различение), Фуко (теория властных отношений).
Возможно и желательно сопряжение ПА с другими дисциплинами, которые вместе с психоанализом обогнали движение передового края научной мысли: квантовая физика, топология, кибернетика, астрономия.
P.S. Столкнувшись со средой т.н. консультантов, которые претендуют на психоаналитический подход, а также международные статусы-объединения и проч. я обнаружил дремучую мифологию таких существ как «бессознательное организации», «психоаналитический коучинг» и т.д. Честно признаться, дальше у нас разговор не пошёл, и я не получил возможности прояснить каким образом эта мистика и популизм соотносимы с психоанализом. Возможно, я до чего-то не дорос, или перерос … В общем, я понял, что надо самому делать. Остальные чем-то другим заняты …