Pro-писка сексуальности

Понятие «сексуальность» применительно к описанию душевной жизни  человека появилось на страницах специализированной литературы на рубеже XIX-XX в.в. Примерно за сто лет до этого им начали пользоваться биологи для описания процессов взаимодействия полов в животном мире. Так, наиболее отчётливый смысл, к которому отправляет уже этимология слова «сексуальность» связан с вопросом различения полов. Не менее важен исторический контекст и характер дискурса, в котором появилось это понятние.

Согласно исследованиям Мишеля Фуко, вершиной развития речевых практик (или способов говорения о) сексуальности стала «медикализация» дискурса в XIX-ом веке, предтечей которой в средние века были религиозные техники покаяния и признания. Моральные категории греховности уступили место терминам патологии и перверсий. По мысли Фуко, наука трудом подробного «прописывания» и катологизации служила власти в попытках обуздания сферы сексуального. Известно, что статус  именования «сексуальными» первыми заслужили себе неподконтрольные (и так и не понятные психиатрами того времени) проявления женской истерии в 1889г.

Итак, на рубеже XIX-XX в.в. поле сексуального активно разрабатывалось с позиций передовой науки. Было издано большое количество фундаментальных исследований, в числе которых Р. Крафт-Эбинг «Половая психопатия» (1886), Хэвлок Эллис «Исследования по психологии пола» (1897-1928), А.Молль «Исследования сексуального либидо» (1898). Венцом всей этой плодотворной деятельности стало учреждение в 1906 г. «ярым сторонником евгеники» Иваном Блохом научной дисциплины сексология.

Мишель Фуко обращает внимание на строгую принадлежность как господ-исследователей-научных деятелей, так и их подопечных-пациентов, буржуазному слою общества. Это важная для мысли Фуко пометка.

Буржуазный устой на исторической сцене выставил «высокую политическую цену своего тела, своих ощущений, удовольствий, здоровья, выживания». Таким образом сексуальность оказывается «прописанной» в координатах «интенсификации тела» (культов личности, молодости, красоты, здоровья, успеха, благополучия). Такая сексуальность становится цементом основ капиталистического устройства общества потребления.

Такая сексуальность «прописывается» и «предписывается» до тех пор пока не возникает скандал. Пока не берётся за перо Фрейд, который по утверждению того же Фуко (ещё +Маркс) является изобретателем иной формы дискурсивности, ориентированной на работу с самим способом мышления, в отличии от умножения или сотворения новых знаний. Проку, однако, от того, что Фрейд написал бывает мало и по сей день, потому что самое важное в его текстах «не прописано». Нужна определённая готовность и интеллектуальная рискованная сноровка, чтобы прочитать «между строк». Нужно чтобы заговорил Лакан, тогда дело Фрейда набирает ход.

>>>

Литература
М.Фуко «Исследование сексуальности» том 1 “Воля к знанию” (1976)
М.Фуко «Исследование сексуальности» том 2 “Использование удовольствий” (1984)
М.Фуко «Что такое автор?» (1969)
Ж.Лакан семинары, книга 20 «Ещё» (1972/1973)