Психоанализ для бизнеса и своего дела

Как построить своё дело? Как вести своё дело? Как помочь своему делу и людям, которые в нём заняты? Вот вопросы человека, дерзающего быть собой и делать Своё. Такой человек, бизнесмен, предприниматель, руководитель выбирает особый, рискованный путь. И на первый взгляд, причины его выбора очевидны. Кажется, что все деловые люди преследуют более-менее одинаковые цели. Только почему-то, у одних получается, а у других нет. А вообще-то, ситуация ещё сложнее: даже если всё получается, не факт, что оно надо, и даже если ничего не получается, не факт, что надо по-другому. Бывают, правда, случаи тотальной уверенности в себе и полного успеха, но помочь таким людям уже невозможно, да и вопросов у них нет.

Эффективность-прибыль-результат, богатство-слава-успех. Товарные этикетки пестрят заманчивыми предложениями наладить, насладить, приладить бизнес, личную жизнь – всё, что угодно. Нужно лишь раскошелиться. Производители и продавцы счастья научились соблазнять упаковкой. Но почему-то, с каждым новым многообещающим приобретением, дела упорно не идут на лад. Хотя масса образованных и опытных специалистов трудятся в поте лица, и грамотно удовлетворяют запрос клиента, и, в целом, клиент доволен, и заказывает снова и снова. Несмотря на то, что прогрессивная индустрия высоких достижений в личной жизни и наличном бизнесе пухнет как на дрожжах, надёжной панацеи так и нет. Лось всё пьёт, а ему всё хуже и хуже.

Деловому человеку очень сложно представить себе, что по-настоящему движет им нечто далёкое от понятных ему категорий, таких как результативность и экономический эффект, например. Сложно представить, что все его заботы о хлебе насущном, все его высокие и низкие интересы представляют собой только миражи покрывала Майи, под которым почивает его истинное желание. Короче говоря, в погоне за достижениями у делового человека просто нет шанса очнуться и прийти в себя. Цели кажутся ясными и необходимыми, усилия и затраты оправданными. Прекрасные тренеры-специалисты разрабатывают систему тренировок для его бизнес-гонки, развивают его волю к победе, мотивируют на успех, и кормят с ложечки научных знаний. Деловой человек нанял этих прекрасных специалистов совсем не для того, чтобы они спрашивали нужны ли ему медали, с какого перепугу он мчит, и зачем вообще ввязался во всю эту эпопею. Так устроен человек, и не только деловой, что предпочитает, заломив голову бежать «к чему-то», не задаваясь вопросом «от чего» он бежит.

Короче говоря, трудности на пути делового человека связаны с тем, что он слишком хорошо знает, чего он хочет. То есть, он буквально ослеплён собственными сознательными представлениями, и бизнес-концепциями, которые, как он думает, проверены годами его собственного или чужого ценного опыта. Деловые люди находятся в незавидной ситуации, потому что являются наиболее обречёнными заложниками тех взглядов на мир, которые преломляются сквозь призму товарно-денежного обмена, и общего морока обыденного сознания. Однако, в последнее время, дело выглядит так, что актуальность потребительского, капиталистического уклада жизни исчерпывается, и занимается интерес к иному способу взаимодействия с собой, с другими, с миром. Это уже отражается на культуре ценностей передовых бизнес-организаций и деловых людей.

Чем в этих новых условиях может помочь психоанализ? На этот вопрос можно начинать отвечать не раньше, чем сделав шаг назад, на позиции происхождения современного образа ведения дел. Необходим анализ симптома, а не его эскалация. Нельзя тупо причинять успех, нельзя цементировать постамент идеального образца. Необходима деконструкция устоявшегося фундамента ценностей потребления в рамках капиталистической модели общественного устройства. Психоанализ направлен на превращение человека из объекта нормального обыденного шкурного существования в субъект мира желания с конституционально присущей такому субъекту неидеальной неповторимостью. Другими словами, субъект, делающий анализ, очеловечивается, анормируется, иначе говоря, одушевляется, что слабо согласуется с системой замеров и оценок эффективности работы бизнес-машинерии.

За счёт ослабления хватки невротических симптомов, субъект, делающий анализ, становится всё более способным жить и желать, у него появляется возможность найти действительно свой интерес и мотивацию, коренным образом пересмотреть саму свою позицию в деловых и личных отношениях. Таким образом, аналитическая процедура открывает перспективу креативных и точных действий в условиях роста и кризиса, неопределённости и ограничений. Психоаналитическая проработка касается бессознательных способов наслаждаться. Речь о том, что тупики и провалы на пути делового человека имеют свою функцию и свой смысл, который далеко не совпадает с сознательными представлениями о пользе и благе. С точки зрения психоанализа, бессознательный интерес можно попытаться истолковать, а вот попытка сознательно чего-то добиться – дело бестолковое.

В процессе анализа подвергаются пересмотру базовые убеждения и приоритеты, такие как нацеленность на результат, прибыль, эффективность. Эти перечисленные для примера ценности сохраняют свою значимость, но лишь в статусе попутного эффекта, по той причине, что, поставленные во главу угла, как правило, именно они служат незыблемой основой симптоматики, закрывающей доступ к ресурсам и поступкам на своем пути.

Психоанализ, будучи дисциплиной, шагнувшей далеко за край передовых достижений науки, может, раньше других, заинтересовать человека инновационного стиля мышления, который ищет новые формы ведения дел, который готов возделывать почву альтернативного поля отношений между людьми. В истории земных цивилизаций, общественный уклад, свободный от диктата выгоды и потребления, не является чем-то доселе невиданным, и, похоже, пришло время для того, чтобы человечество заново открыло для себя ценности культуры, мышления и творчества. Психоанализ, появился в разгар кризиса субъекта современности, и сейчас, в наше время, может послужить преобразованию бизнесмена в делового человека, то есть в человека своего дела.