Хюбрис Фрейда

Появление мотива сексуальности в произведениях Фрейда.

«Тогда я недавно как вернулся из школы Шарко и рассматривал любые попытки связать истерию с темой сексуальности не иначе как одно из ругательств – точно также, как это делали и сами пациентки», — это строки из работы 1886 года «Исследование истерии».

В этом тексте Фрейд выступил соавтором своего старшего по возрасту и авторитету в медицинских кругах коллеги Йозефа Брейера. Из переписки с Вильгельмом Флиссом известно, что Фрейду поребовалось несколько лет чтобы уговорить «господина компаньона» на публикацию материала совместной работы, да и в предисловиях, сопровождающих переиздания книги, авторы не скрывают различия своих теоретических взглядов. Разница касается аспекта сексуальности в случаях истерии, на принципиальности которого настаивает Фрейд, чего не принимает Брейер.

Остаётся загадкой что сподвигло Фрейда в той практике под покровительством Брейера, в той научно-медикализированной среде, и с той упомянутой выше выучкой, пойти в радикально ином направлении. Можно только констатировать, что с тех пор Фрейд не изменил себе в этой на-стоятельности и со-стоятельности исследователя, откреплённого от общепринятых путей заблуждений, способного создающего свои собственные.

Так, ещё до появления слова «психоанализ», в тексте Фрейда мы обнаруживаем ядро грядущей теории, которое он готов утверждать и отстаивать. Возможно, Фрейд рассчитывал, что не так уж он одинок в своём внимании к сфере сексуального (уже упоминался бум того времени в исследованиях на эту тему). Возможно, что Фрейд недооценил поначалу тяжести возможных последствий. Это возможно предположить, прочитав написанное им на последнем году жизни в «Очерке истории психоанализа»: «Только тишина, воцарившаяся после моих докладов, пустота, образовавшаяся вокруг меня, намеки по моему адресу заставили меня мало-помалу понять, что если утверждаешь, что сексуальность играет определенную роль в этиологии неврозов, то не рассчитывай на такое же отношение к себе, как при других научных докладах.» Но «мало-помалу поняв» Фрейд не отступился, принял положение дел, и исключил для себя возможность компромисса.

Причём, терял Фрейд (авторитет, пациентов, уважение), отстаивая свою теорию, как никто другой. Даже беглый учёт, внесённого Фрейдом в уплату своего настояния, позволяет оценить стоимость теоретического приоритета. Минус сотрудничество с Брейером, отсрочка получения звания ординарного профессора (после доклада «Об этиологии психоневрозов»), массовый исход пациентов (после публикации «Трёх очерков»), минус приемник Юнг (не смог усвоить сексуированность либидо, «пошёл в пророки»), да и при Гитлере сколько книг пожгли …

Никакому другому автору из числа «размножавших дискурс сексуальности» на рубеже ХIX-XX веков не удалось снискать столь впечатсляющую массу рессентимента. И важно, что дело не в скабрезности содержания страниц. На фоне другой подобной литературы тексты Фрейда лаконичны и сдержаны на детали сексуального характера. Фрейду удалось помыслить и выразить нечто принципиально иное не только, и не столько заговорив о сексуальности (об этом итак уже стоял шум и гам), а именно что заговорив иначе о самой сексуальности. И взбесил интеллектуальное сообщество именно этот разговор о иной сексуальности – психо-сексуальности Фрейда.

И здесь появляется возможность оценить ещё один предопределяющий возникновение психоанализа плод, созревший в поле сотрудничества Фрейда и Брейера. Так похоже, «что-то фаустовское» требовалось в достатке, чтобы плод этот осмелится подобрать — Фрейд вынес из случая пациентки Брейера Анны О. перенос.

Вот Фауст бы смог воспользоваться идей переноса, чтобы не только объяснить причину такого переполоха, устроенного буквами Фрейда, но и блестящим дополнительным образом подтвердить его теорию.

А продвинутые, к нашему времени аналитики, смогли бы обнаружить теоретическую перспективу разработки в качестве объекта психоанализа не бессознательное, а реакцию на психоанализ, обусловленную переносом. Вот что изучал Фрейд, вот откуда проявились принципиальные концепты его теории.

Литература
Й.Брейер, З.Фрейд «Исследования истерии» (1895)
З.Фрейд «Очерк истории психоанализа» (1938)
Ж.М. Кинодо «Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе» (2004)
А.Смулянский «Желание одержимого: невроз навязчивости в лакановской теории» (2016)